Чтобы создать «Усадьбу», актёры театра «Хоббитон» брали кредиты и становились строителями

1847
реклама

16 апреля частный театр «Хоббитон», который зародился в Волжском 30 лет назад, показал премьерный спектакль «Сны Обломова». Но в этой статье мы захотели поговорить не столько о жизни на сцене, сколько о том, как группе единомышленников удалось своими силами превратить заброшенное здание в творческое пространство с собственным залом. В итоге в хоббитоновской «Усадьбе» уже на протяжении года идут спектакли, а ещё работает творческая студия для детей, проводятся лекции и устраиваются выставки.

Решения в стиле лофт

Почему же, собственно, «Усадьба»? Так это здание, расположенное по адресу ул. Зорге, 28, спонтанно окрестила Алёна Исакова, актриса и дочь основательницы театра Анны Исаковой. Просто у старого дома есть колонны, отсюда и эта «помещичья» ассоциация. Коллективу новое имя понравилось, у зрителя прижилось и ушло в народ.

Внутри этот бывший стандартный детсадик выглядит совершенно нестандартно. В небольшом фойе учебного блока синие кирпичные стены соседствуют с неоштукатуренной кирпичной балкой и серыми бетонными поверхностями.

В одном углу люстрой служит лампочка, одетая в проволочный корсет, в другом – две скреплённые доски со множеством патронов, подвешенные на цепях. Звучит дико, но на деле получился очень стильный творческий лофт, входя в который понимаешь – его обитателям есть чем удивить зрителя.

– Дизайнерские решения по ремонту мы принимали коллегиально, все знали, куда хотели двигаться, поэтому обсуждали идеи и воплощали их вместе, – говорит Алёна Исакова.

Здание условно делится на три блока: учебный, гостевой, театральный. Первый состоит из комнат и залов, где проводятся занятия. Выглядят они пустовато, поэтому проводящая для нас экскурсию Алена поясняет, что мебель пока «кочующая» и приносится в то помещение, где требуется.

В гостевом блоке осталось доделать только буфет, куда родители смогут приходить со своими детьми, чтобы посидеть в уютной атмосфере и попить чай со сладостями.

И наконец третий блок – на втором этаже. Это святая святых – уютный зрительный зал с системой амфитеатра, рассчитанный на 30 человек, а также костюмерная и комната с реквизитом. Стены здесь оклеены афишами разных лет, и смотрится это тоже стильно.

«Люди полного цикла»

Реанимировать «Усадьбу» «Хобби-тон» начал в 2017 году. Актёры устали ютиться в снимаемых помещениях в Волгограде, и, когда городская администрация предложила им здание бывшего детского сада 1959 года постройки, охотно согласились. По общепринятым для местных НКО стандартам, здание было передано «Хоббитону» с условием, что он приведёт его в порядок. Пришлось проводить капитальный ремонт. Меняли инженерные сети, полы, окна, двери и даже одну из лестниц, ступени которой раскрошились от времени. Пришлось обновить и фасад, так что затраты получились немалые.

– Откуда деньги? – переспрашивает Алёна. – Мы были работающим театром, и у нас образовалась определённая сумма, на которую наш костяк, состоящий из 16 человек, и начал ремонт. Но вскоре она закончилась, и, чтобы продолжить обновление, мы взяли кредиты, которые до сих пор продолжаем выплачивать. А когда и эти финансы были истрачены, стали скидываться со своих зарплат, которые получали от другого вида деятельности – устраивая бизнес-тренинги в компаниях, преподавая в студии актёрское мастерство… А ещё организовывали сбор средств через социальные сети, и нас очень хорошо поддержали зрители. Помогли и те ребята, которые когда-то были связаны с «Хоббитоном», а затем хорошо стартовали. Например, Сергей Перегудов (Актёр, снялся в 82 фильмах, начинал с «Убойной силы», «Ментовских войн», «Улиц разбитых фонарей», многие его помнят по фильмам «Агент особого назначения», «Принцесса и нищий». – Прим. автора) очень хорошо помог нам с восстановлением лестницы.

Самому активу театра приходилось не только вкладывать деньги, но и осваивать строительные специальности. Понятно, что всё сложное и ответственное доверили профессионалам, а сами работали с гипсокартоном, настилали полы, прикручивали плинтуса, красили, устанавливали двери. Это были четыре года нелёгкого труда и испытаний. Зато сейчас Алёна называет себя и своих коллег «людьми полного цикла».

Дубль длиною в два часа

В 2018-м в «Усадьбе» заработала театральная студия, но вскоре ковид разрушил все планы. В общем, первый спектакль в новом творческом пространстве был дан только год назад. К этой камерной обстановке актёрам пришлось специально приспосабливаться. Ведь они привыкли работать на залы-тысячники и всегда славились массовыми сценами, порой задействовав в постановках более сотни людей.

– Отработав первый спектакль, мы поняли, что это совершенно другой театр, который мы не знали, – признаётся одна из хозяек «Усадьбы». – Там зритель отделён от сцены рампой, и мы его не видим, а здесь всё находится очень близко. Получается, что ты словно под микроскопом. Приходится переходить на киношную технику. Только там, в кино, дубль длится две минуты, а у нас – два часа. Это совершенно иной уровень созданных актёрских работ.

Сегодня в репертуаре уже четыре постановки на камерной сцене. В «Усадьбу» они перенесли «Собаку на сене», «Безымянную звезду»… А 16 апреля представили на суд зрителей премьеру – «Сны Обломова». При этом мысли продолжить работу на тысячную аудиторию «Хоббитон» не оставляет. За долгие годы существования опыт выступлений на арендованных сценах накоплен большой.

В планах – обустроить прилегающую территорию. Правда, когда до неё дойдут руки и появятся необходимые финансы, загадывать рано. Задача на сегодня – сделать так, чтобы каждые выходные в «Усадьбе» происходило творческое событие.

Фото — театр «Хоббитон»