Главного персонажа повести Борису Полевому подсказал лётчик-ас, имя которого носит волгоградский аэроклуб

1502
реклама

В этом месяце исполняется 11 лет с тех пор, как ушёл из жизни герой Советского Союза Александр Числов. В нынешнем году в честь 105-летия со дня рождения Александра Михайловича его имя было присвоено авиационно-спортивному клубу, базирующемуся на среднеахтубинском аэродроме. Нашему корреспонденту удалось пообщаться с сыном лётчика, который рассказал о жизни отца и его дружбе с легендарным Маресьевым.

Довоенное фото

Крутить головой на 360 градусов

На войну 26-летний Александр Числов попал с самых первых её дней. Родившийся в Луговой Пролейке Быковского района, после семилетки он устроился на сталинградский завод «Баррикады» обычным слесарем и стал посещать аэроклуб. Оттуда по комсомольской путёвке его направили в Борисоглебскую авиационную школу.
Боевое крещение он принял в 1941-м, при обороне Киева и Крыма.

Александр Числов-младший

– Про войну отец рассказывать не любил, говорил, что всем было страшно, – вспоминает сын героя, Александр Числов-младший. – А когда поднимался в воздух, думал только о том, как выполнить задание. Ещё упоминал, что нужно было крутить головой чуть ли не на 360 градусов, чтобы не позволить противнику атаковать себя.

В 1943-м Александр Михайлович воевал на Курской дуге и был командиром эскадрильи. И именно в это время он и познакомился со ставшим в будущем самым известным лётчиком нашей страны Алексеем Маресьевым. На прибывшего из госпиталя человека без ног все смотрели с недоверием и не хотели брать с собой в бой. Но Числов оказался другим. Он написал расписку своему руководству, что полностью несёт за «новичка» ответственность, и они вместе полетели выполнять боевое задание.

За штурвалом ведущего самолёта сидел Числов, а ведомой машиной управлял Маресьев, главная задача которого состояла в том, чтобы прикрывать командира. И с нею он отлично справился. С тех пор в Алексее Петровиче больше никто не сомневался.

Про него и пишите

– А вскоре в полк пожаловало руководство военно-воздушных сил Красной армии вместе с военным корреспондентом Борисом Полевым, который готовил статью о лётчиках, – продолжает свой рассказ Александр Александрович Числов. – Ему порекомендовали написать про моего отца. А папа Полевому сказал: «Зачем про меня? У нас есть лётчик без ног, про него и пишите». Возможно, если бы отец не произнёс эти слова, той самой знаменитой книги у Бориса Полевого и не было.

Супруги Числовы

Вскоре после этого случая и отцу, и Маресьеву дали ещё по одной звёздочке на погоны и присвоили звание Героя Советского Союза, поскольку к тому времени у обоих имелось нужное для этого количество сбитых фашистских самолётов.

В книге Полевого о нашем земляке тоже упоминается (правда, в фамилии так же, как и у Маресьева, была изменена одна гласная). В четвёртой её части говорится о том, что Алексея Петровича «оформили в эскадрилью Чеслова», и описываются два воздушных боя с его участием.

Маресьев и Числов с супругой

С Маресьевым Числов поддерживал отношения вплоть до его смерти. Когда Александр Михайлович приезжал в столицу, друзья обязательно встречались. О том свидетельствуют и многочисленные фотографии разных лет.

На честном слове и на одном крыле

В общей сложности, Александр Числов совершил 635 боевых вылетов, сбил 21 самолёт врага лично и ещё 13 – в составе группы.

Послевоенные годы

– Однажды в воздухе после боя он почувствовал, что никак не может выровнять свой самолёт, который всё норовил завалиться набок, – пересказывает случай сын фронтовика. – Кое-как приземлился и подбежавшего к нему механика попросил выяснить, из-за чего возникла проблема. А тот, сразу указав на технику, усмехнулся: «Да у тебя же полкрыла нет». Видимо, его отрубило в воздухе пулемётной очередью.

Семья Числовых

Герой Советского Союза ни разу не был сбит, но «царапины» от гитлеровских снарядов всё же получил дважды.
– Как-то аэродром обстреляли фашисты, – говорит волгоградец. – Шрапнель взорвалась рядом с отцом, когда он спешил в укрытие. А добравшись до места, почувствовал, что словно комары искусали ему спину. Попросил сослуживца посмотреть, а тот сказал, что там капельки крови, на что отец махнул рукой и даже к медикам не стал обращаться за помощью. Уже позже, в мирное время, когда проходил рентген, ему неоднократно предлагали повыковыривать «железо», на что он отвечал, что оно его не беспокоит. Второй раз кусок от плесигласа кабины самолёта после взрыва снаряда угодил отцу чуть выше колена. Он немного похромал, а потом всё прошло.

Делать честно и благородно

После войны до 1956 года лётчик-ас служил в ВВС в разных городах, а затем уволился в запас и поселился в Волгограде. К этому моменту у него уже подрастало двое сыновей.

Александр Числов-младший

– Отец никогда не кичился своим званием, – констатирует рассказчик. – Был общительным, поэтому у нас дома часто собирались друзья родителей. Мы с братом в детстве тоже не видели ничего особенного в том, что наш папа – Герой Советского Союза, но когда он приходил в школу на классные часы, мы гордились им. По отношению к нам, своим сыновьям, отец проявлял строгость и требовательность и говорил, что всё нужно делать так, чтобы было честно и благородно.

В областном центре Александр Михайлович 18 лет проработал на спасательной станции, избирался депутатом Тракторозаводского райсовета. Всегда думал о других и старался помочь всем, если это было в его силах.
Александр Числов умер 24 августа 2009 года. Память о нем бережно хранит большая семья: у героя трое внуков, пятеро правнуков и пока ещё только одна праправнучка. А кроме того, его имя носит 51-я школа, находящаяся на Спартановке, рядом с которой он жил последние годы, и спортивно-авиационный клуб, в ведении которого находится аэродром в Средней Ахтубе.

Отец и сын

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru