Крупнейший в Европе: зачем в 60-е годы в Волжском построили абразивный завод-гигант?

1665
реклама

В апреле Волжский абразивный завод отмечает важную дату – 60-летие с момента выпуска первой партии карбида кремния. Именно этот день, 22 апреля 1961 года, принято считать точкой отсчёта истории предприятия.

«Волжская правда» начинает цикл публикаций, посвященных славному прошлому и сегодняшнему дню этого уникального производства. И начнем мы с исторических предпосылок, благодаря которым было принято единственно верное решение: строить абразивный гигант именно тогда и именно здесь – в жарком Заволжье.

Материал космических масштабов

Важность абразивов для человеческой цивилизации переоценить невозможно. Даже самые примитивные орудия труда нужно было чем-то затачивать, поэтому первым появился именно инструмент для обработки.

С тех пор технологии совершенствовались веками, но начало применения карбида кремния следует назвать наиболее важным историческим моментом. Несмотря на то, что получен и запатентован он был еще в 1893 году, можно сказать, что области его применения открываются до сих пор.

Этот материал используется практически во всех отраслях человеческой деятельности. Например, в электронике, электротехнике, металлургии при плавке специальных сталей, автомобильной промышленности, в нефтегазовой отрасли, в атомной индустрии, при изготовлении ювелирных изделий…

Он входит в состав шлифовальных порошков, является одним из компонентов личной бронезащиты, в специальных насосах для работы в химически агрессивных средах, применяется для изготовления светодиодов…

И это далеко не всё. Красивый кристалл, по твёрдости уступающий лишь алмазу, не спешит открывать все свои тайны.

Волжанам есть чем гордиться: карбид кремния делают в нашем городе, на Волжском абразивном заводе. Сегодня это предприятие – единственное подобное в России и самое крупное в Европе, крупнейший производитель абразивного инструмента на керамической связке в России и СНГ.

От него зависит нормальная работа всей машиностроительной отрасли в нашей стране. Кроме того, карбид кремния широко применяется на металлургических предприятиях при плавке специальных сталей, в нефтегазовой отрасли.

Для партнёров марка «Волжский абразивный» символизирует качество и надёжность.

Почему же 65 лет назад было принято решение построить предприятие именно в нашем городе?

Звено в общей цепи

Создавать абразивную отрасль, которая могла бы обеспечить материалами и инструментом машиностроение, в СССР начали в 30-е годы. Для этого были построены и переоснащены заводы в Москве, Ленинграде, Запорожье, чуть позже открылись предприятия в Челябинске и Ташкенте.

Понимая важность научной поддержки отрасли, в 1931 году создается Всесоюзный научно-исследовательский институт абразивов и шлифования (ВНИИАШ). На момент 90-х он имел головное предприятие в Ленинграде и филиалы в Запорожье, Волжском и Челябинске. Позже под его эгидой внедрялось много революционных технологий, в частности было начало серийное производство из синтезированного в СССР кубического нитрида бора, но для начала абразивной отрасли предстояло нарастить необходимую «мышечную массу».

Уже в 1955 году её заводы смогли увеличить выпуск продукции в пять раз по сравнению с 1946 годом. Но для растущей промышленности страны были нужны иные масштабы, предприятия с новыми технологиями и другими объёмами производства.

В 50-60-е годы в стране активно возводились новые машиностроительные гиганты, в том числе такие, как «АвтоВаз», «Ростсельмаш», Минский тракторный завод. И была поставлена задача государственной важности – обеспечить их абразивным инструментом. Иначе производства попали бы в полную зависимость от иностранных поставщиков.

Таким образом, новый абразивный завод должен был стать важнейшим звеном системы народного хозяйства Советского Союза. А причины его строительства в Волжском были сугубо прагматичны.

Во-первых, сыграло свою роль наличие сырьевой базы – на правом берегу Волги, рядом с Орловкой, было открыто месторождение кварцевого песка. А ещё были нефтекокс и уголь-антрацит в пятистах километрах – Донбасс-то рядом…

Во-вторых – в нашем городе изначально предполагалось создать крупный промышленный узел, который должен был включать в себя в том числе и машиностроительные предприятия. В частности – в том же 1961 году планировался пуск ГПЗ-15, который должен быть поставлять коплектющие для автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, так что недостатка в потенциальных потребителях не было.

Но самое главное – вот-вот должен был состояться пуск Волжской ГЭС, крупнейшей в Европе, которая была способна обеспечить поставку дешевой электроэнергии. Выплавка карбида кремния осуществляется при температурах 1600-2500 градусов по Цельсию (это производство одно из самых энергозатратных в мире и по данному параметру уступает разве что алюминию).

И 20 марта 1958 года было подписано постановление Совета Министров № 268 о строительстве абразивного завода и других предприятий в нашем городе.

«И все – в белых халатах»

Несколько месяцев спустя строители приступили к возведению нескольких первоочередных объектов завода: столовой, административного здания, склада, котельной, блока вспомогательных цехов.

Интересно, что возводили волжский абразивный по самым современным технологиям, чем предприятие выгодно отличалось от уже существующих в СССР.

Позаботились авторы проекта и об озеленении: по их замыслу, завод должен был представлять собой большую территорию, на которой находились бы корпуса и административные здания, а между ними – деревья и кустарники. Те предприятия отрасли, которые были построены в 30-40-х, о таком и мечтать не могли.

Была у разработчиков ещё одна мечта. Знаменитый волжанин Эдуард Авсейков, автор книги «Стройка и люди», пишет, что авторы проекта не уставали рассказывать, насколько это будет чистое производство: «Здесь все будут ходить в белых халатах». Позже выяснилось, что система газоочистки обойдётся в несколько раз дороже, чем сам завод, но и с этой проблемой предприятие справится – только много-много позже…

О масштабности задуманного можно судить по тому, что намеченные, согласно проекту, мощности по плавке карбида кремния более чем вчетверо превышали объёмы его выпуска в стране. Таким образом, Волжский абразивный завод был спроектирован как крупнейшее предприятие не только в СССР, но и в мире!

Завод превосходил другие аналогичные предприятия и технологически. Именно здесь было самое современное оборудование. Работа конструкторских бюро позволила механизировать многие процессы, а на том же, к примеру, Запорожском заводе во многих цехах применялся ручной труд.

Так и получилось, что уже десять лет спустя после пуска ВАЗ снабжал абразивами не только весь Советский Союз, но и делал поставки за рубеж. И плавка на Волжском абразивном не уступала мировым стандартам.

…Но это – в недалёком будущем. А пока вступает в строй заводская столовая, следом за ней – ремонтно-механический цех, где предполагалось делать необходимое оборудование и оснастку для основных цехов.

Шефство над абразивным взяли другие предприятия города. Так, ЦРМЗ собрал самоходные печи (часть из них до сих пор «в строю»). Участок Гидромонтажа Волгоградгидростроя собрал и передал трансбордерные тележки.

А ремонтно-механический цех, где работала в основном молодёжь, на какое-то время стал сердцем завода: здесь собирали нестандартное оборудование не только для нужд абразивного, но и для других волжских предприятий.

Ветераны, например, рассказывают об уникальном полупортальном кране, проект которого разработали специалисты объединения Гипростанок. А собирали чудо техники (которое, кстати, и сегодня на ходу) по чертежам молодые энтузиасты РМЦ.

Завод готовится к пуску

В начале 1961 года до пуска предприятия осталось несколько месяцев. Весь город с волнением следит за тем, как идёт строительство абразивного.

Газета «Стройка коммунизма» чуть ли не каждый день информирует читателей о ходе работ:

1 января: «Завершается строительство пускового комплекса на абразивном заводе».

13 января: «Растопили первый котёл в котельной абразивного завода. Несколько дней это было на дровах, чтобы поднять давление пара, а потом перешли на жидкое топливо. Скоро тепло пойдёт в корпуса завода».

14 марта: «Бригадир «Союзпроммеханизации» Семён Буркин докладывает: «На подготовительном комплексе надо смонтировать балки перекрытия на 22 отметке, это эстакада, по которой будет ходить конвейер через всю длину корпуса. Чтобы поднять балки, нужен кран «Пионер», но на стройплощадке завода его нет. Эстакада сейчас – гвоздь всего».

Получают карбид кремния так: специальные платформы с кварцевым песком по железнодорожным путям загоняют в электроплавильный корпус, подключаются электроды, и начинается плавка при температуре свыше 2000 градусов. Первую плавку на Волжском абразивном решено было приурочить к очередной годовщине дня рождения Ленина – 22 апреля 1961 года.

Ударить лицом в грязь нельзя, тем важнее было для руководства завода собрать надежную, квалифицированную команду «пусковиков». Частично их собирали у себя и учили (это была стажировка на ведущих предприятиях Союза), частично приглашали из других городов. Именно о них – самых важных, «первых людях» Волжского абразивного – пойдет речь в следующей нашей публикации.

Читайте также: