С больной головы на еще более нездоровую

458
реклама

Из программного выступления главы государства стало ясно, что для процветания России и благополучия ее граждан сделано в уходящем году куда меньше, чем надобно. В первую очередь это касается состояния экономики, все последние месяцы проявляющей явные признаки стагнации.

Свежие доказательства сего печального факта не замедлила представить Федеральная служба статистики. По данным Росстата, в ноябре объем промышленного производства снизился (в годовом измерении) на 1 процент, в два с половиной раза перекрыв аналогичный показатель за предыдущий месяц. Министерство экономического развития, в свою очередь, было вынуждено, в который уже раз, пересмотреть свой прогноз по годовому росту ВВП, снизив его с 1,8 до 1,4 процента (при плановом показателе 3,6 процента).

Как видите, у председателя российского правительства Дмитрия Медведева были резоны называть положение отечественной экономики кислым. А вот привычных возможностей оправдываться при этом ссылками на последствия глобального кризиса у главы кабинета министров теперь нет. Владимир Путин недвусмысленно дал понять: «основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер».

К числу таких явно перезревших причин относится повальная офшоризация национальной экономики. Помните, сколько шума год назад наделала громкая история с возможным банкротством Кипра, ставшего одним из основных каналов вывоза российских капиталов за рубеж? И каких только хитроумных схем ни напридумывали крупнейшие отечественные компании, чтобы уберечь свои финансовые активы от налогообложения по месту постоянной прописки. Ну а самым распространенным стал вывод средств под видом платежей за неввезенный товар. Эта схема активно используется не только на Кипре, но и в других офшорных зонах. В результате федеральная налогооблагаемая база только в 2012 году уменьшилась, по данным Счетной палаты РФ, на 565 миллиардов рублей.

Еще более красноречивы масштабы вполне легальных операций, проводимых через офшорные зоны с налоговыми льготами. В том же 2012 году через них прошла пятая часть российского экспорта на общую сумму 111 миллиардов долларов. Стоит ли удивляться, что руководство страны больше не намерено терпеть подобную неблагодарность от компаний, многие из которых имеют доступ как к государственным заказам, так и к взятым под них государственным кредитам.

Наставить хитроумные бизнес-структуры на путь истинный должен комплекс поправок в Налоговый кодекс, разработанных в недрах министерства финансов. Они, в частности, законодательно отлучают от доступа к госзаказам и госкредитам компании, зарегистрированные в офшорных зонах, и вводят налог на прибыль всех дочерних фирм с иностранной юрисдикцией. В случае если эти фирмы зарегистрированы не на юридическое, а на частное лицо, их владельцам придется выплачивать подоходный налог с дивидендов. Для компаний, скрывающих конечного выгодоприобретателя (так называемого бенефициария), предусмотрен обязательный штрафной платеж в размере 30 процентов от суммы пассивного дохода, приносимого владением зарубежными активами в виде ценных бумаг, недвижимости и бизнеса.

Похоже, компания по деофшоризации страны начинает приобретать реальные очертания. Цели определены, задачи поставлены – за работу, товарищи (как было принято формулировать в достославные советские времена).

Хотелось бы такой же ясности и в преодолении другого ключевого препятствия, тормозящего поступательное социально-экономическое развитие страны. Ему тоже нашлось место в послании президента страны Федеральному собранию: «Считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах». Речь, в первую очередь, о муниципальных образованиях, уровень власти в которых, по мнению Владимира Путина, «практически выхолощен, полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы».

Из этого, кстати, тоже ничего хорошего не получилось. Сужу по анализу региональных бюджетов на 2014 год. Всего в России восемьдесят три субъекта федерации. И в восьмидесяти двух из них бюджет грядущего года будет дефицитным. В том числе и в Волгоградской области, которую к тому же угораздило попасть в десятку самых проблемных субъектов федерации.

Региональный бюджет принят с дефицитом в 10 миллиардов 800 миллионов рублей, что равнозначно 15,7 процента от объема собственных доходов. В Волжском, со всеми его финансовыми проблемами, это соотношение составляет 9,9 процента.

Усугубляет ситуацию явная неготовность российского правительства покрыть недостачу из федеральных ресурсов. Ожидаемый суммарный дефицит региональных бюджетов в 2014 году оценивается экспертами в 678 миллиардов рублей, в то время как кабинет министров планирует выделить на его частичное покрытие только 80 миллиардов.

Так что труженикам тех отраслей городского хозяйства, которые переведены на региональное финансирование, вряд ли позавидуешь. Ведь, как ни крути, а все же получается, что заботу о них переложили с больной головы на еще более нездоровую.

 

Фото: 1tv.ru