Семья слепых растит детей, путешествует и не собирается унывать

918
реклама

В Международный день инвалидов, который отмечается сегодня, 3 декабря, мы хотим рассказать о чете Гладких – семье оптимистов, которая живёт в Ленинске и входит в актив волжского отделения Всероссийского общества слепых.
Любовь с первого поступка
История этой семьи началась со знакомства, которое состоялось в 1996 году. Тогда Андрей и Гульзан устроились работать на волгоградское специализированное предприятие, где люди с ограниченными физическими возможностями занимались изготовлением крышек для консервации. Андрей до сих пор помнит свои впечатления, когда увидел свою будущую супругу-красавицу:
– У меня в сердце что-то ёкнуло. Можно сказать, что это была любовь с первого взгляда.

А Гуля, у которой тогда ещё оставалось зрение, оказалась не так поспешна в своих чувствах и поначалу просто присматривалась к будущему мужу.
– Мы начали общаться, потому что нашлись общие темы. Андрей стал провожать меня и дарить подарки. Помню, как однажды вручил мне мягкого мишку с сердечками, который благодаря замку «молнии» превращался в декоративную подушку, и прочие мелочи. Но по-настоящему я его оценила, когда мне потребовалось перевезти свою тумбочку из общежития домой, и я не знала, как это сделать. А он сразу нашёл решение – погрузил её на тележку и доставил по адресу. Вот тогда я поняла, что он как настоящий мужчина готов решать мои проблемы, – вспоминает Гульзан.

После полугода знакомства они поняли, что жить друг без друга не смогут и сыграли свадьбу.

Если надо пойти – я пойду
У родственников Андрея и Гули проблем со зрением не было. А почему так произошло именно с ними, известно только Господу Богу. Имевший с рождения всего 3% зрения, Андрей привык к своему состоянию – он видит только очертания предметов и силуэты людей. А вот у Гули зрение ухудшалось с каждым годом. Ещё в 1-м классе она видела три верхние строчки в таблице Сивцева, а к 20-ти годам полностью ослепла.
– Конечно, первое время тяжело было, но ударом для меня потеря зрения не стала. Потому что это не сказалось на моей независимости. Если мне надо куда-то пойти, я пойду, и в этом смысле не завишу от других людей. Да, бывало, что погрустишь немного по утраченному. Но к тому моменту у меня уже была семья, родился сын, поэтому нужно было думать не о собственных проблемах, а заботиться о своих близких.

Первое время Гладкие жили то у одних родителей в Волжском, то у других – в Городище. А потом им надоели постоянные переезды, и они вступили в строительный кооператив. Благодаря этому получили ссуду на жильё в размере 140 тысяч. На эти деньги в Волжском ничего невозможно было купить, и в Средней Ахтубе – тоже. Пришлось выбрать Ленинск. Хватило на маленький дом с удобствами на улице, печным отоплением и участком в 18 соток. В «новое» жилище в 2005-м семья переезжала уже вчетвером – с семилетним сыном и двухлетней дочкой. К слову, у обоих детей со зрением всё обстоит хорошо. У Насти – единица, а у Андрея-младшего есть близорукость, но после сделанной операции она не прогрессирует.

Семейная экономия
Андрей сам менял полы в доме, убирал печку, делал электроотопление, а потом и сооружал пристройку, где был предусмотрен туалет. Когда жили в городе, супруги подрабатывали, но с переездом в глубинку о заработке пришлось забыть. Старались экономить на всём.
– Чтобы возвести пристройку из блоков, я купил специальный станок. И как только сделал их, продал его за ту же цену. Таким образом, расходы на блоки сложились только из стоимости песка и цемента, потому что воду мы брали из собственной скважины, – говорит рачительный хозяин.
В доме действительно скромная обстановка. Везде простенькие обои и линолеум и такая же мебель. На чём в настоящий момент не экономят Гладкие, так это на электроэнергии. В нынешнем году они задумали газифицировать своё жилище, труба ещё летом «вошла» в дом, осталось только, как говорится, повернуть кран.


Специалисты обещали это сделать до отопительного сезона, но до сих пор кормят «завтраками». Поэтому сейчас включены все отопительные приборы и даже электроплита. Конечно, семейный бюджет от этого пострадает, но не замерзать же.
В одно время Гульзан и Андрей решили заняться разведением птиц и прочей домашней живности. Для этого глава семейства построил сарай и обнёс сеткой загоны для кур и гусей.


Думали, что будут реализовывать мясо. Купили несколько поросят, но почти вскоре после того, как они выросли, в нашей области обнаружили свиной грипп. До прихода ветеринаров пришлось зарубить всех хрюшек. «Продать удалось немного, но зато сами остались с мясом», – находят положительные моменты супруги. Думали, что дела пойдут лучше с кроликами, но спроса на них не было совсем.


Проще всего оказалось содержать птицу. Свежие яйца всегда есть на столе Гладких.

Почти полная самостоятельность
Экскурсию по своему приусадебному участку проводят сразу оба. И чувствуют себя здесь достаточно уверенно. Со стороны никогда не скажешь, что у Андрея проблемы со зрением, шаг у него уверенный, он чуть ли не бегает, да и Гульзан, держась за его руку, тоже не выглядит беспомощной.


Впрочем, она таковой и не является. Дома, когда нет детей-помощников, может выполнить практически любое дело: приготовить суп, вымыть полы, погладить одежду, вскипятить и налить чаю. И всё это без нынешних «говорящих» приборов, которые были созданы в помощь слепым людям, хотя они у Гладких тоже имеются.
– Когда у человека перестаёт работать один орган чувств, его заменяют другие. У меня хорошая пространственная ориентация и мышечная память. Чтобы помыть пол, я условно делю комнату на прямоугольники и постепенно мою каждый из них. Почистить картошку и морковку для супа тоже не составляет труда. Неочищенные овощи – они немного шершавые, поэтому трогаю пальцами и определяю, где нужно срезать шкурку. Если дома дочь, то прошу её выполнить эту работу, а уже сама потом режу овощи, пальцем ограничивая толщину отрезаемой части. И мимо кастрюли не пронесу, можно же понять, откуда пар идёт, значит, туда и нужно класть ингредиенты. В тарелку накладываю по два половника, больше туда не помещается, а в чашку наливаю кипяток на слух. По мере наполнения стакана меняется звук, по нему и ориентируюсь, – объясняет хозяйка.
Да что говорить про чай, если Гульзан ещё и сама пропалывает грядки. На вопрос, как можно это делать не глядя, она удивлённо отвечает, что у каждого овоща своя форма листа, и он отличается от сорняка ещё и на ощупь.


А дома нужно просто все вещи класть на свои определённые места, тогда не будет проблемы их найти. Да что говорить про домашние дела, если эта удивительная женщина ещё и самостоятельно ездит в педагогический университет на учёбу. На время сессии она переезжает жить к свёкрам в Волжский. Отец Андрея провожает её на маршрутку, а дальше – она сама, с палочкой. Остановка как раз напротив вуза.
Главное – после того, как зайдёшь в центральный вход, поставить ноги на 45 градусов и пойти в этом направлении, тогда попадёшь в свой переход, ну а дальше по стенке – до нужной аудитории.
Зачем жаловаться на жизнь?
Героиня нашей статьи хочет стать психологом и работать с ребятами-инвалидами. Она пошла учиться, потому что как только собственные дети стали самостоятельными, появилось больше свободного времени, и просто дома сидеть уже стало скучно. Хочется и помогать людям, и быть в обществе. Опыт общения с детьми и их воспитания имеется, и надо признать, достаточно неплохой. Дочь – хорошистка в школе, а сын окончил её с золотой медалью, сегодня уже учится в одном из питерских вузов на 3-м курсе, выбранная им специальность будет связана с космонавтикой.

– Да, у нас есть трудности. И порой, когда слышишь, как физически здоровый человек говорит о своих проблемах, становится смешно. Зачем жаловаться на жизнь? Если бы мы с Гулей не были оптимистами, то никогда бы не узнали друг друга, не создали семью, а сидели бы каждый в своём углу, – констатирует Андрей.
Супруги всегда заняты каким-нибудь делом. 


В свободное время Андрей поёт и играет на синтезаторе. А ещё чете Гладких на городских состязаниях по настольному теннису для слепых нет равных. Глава семейства также неоднократно становился победителем и областных стартов. А однажды они ездили на Всероссийские соревнования в Подмосковье. Там, конечно, результаты были не такими хорошими, но зато попутешествовали. Это был, кстати, самый дальний вояж супругов в жизни. А теперь они мечтают побывать в Питере. Пока такой поездки Гладкие себе позволить не могут, ведь это достаточно дорогое удовольствие, тем более, что сына-студента приходится поддерживать материально. Вот когда он окончит институт и найдёт работу, тогда они вернутся к этой идее, и мы уверены – всё у них получится.