Стал бизнесменом, чтобы стать прокурором: как волжанин создал крупнейшую в стране сеть быстрого питания

8359
реклама

Существует стереотип, что начать большое дело можно только в большом городе. Мол, кроме Москвы и Питера, перспектив нигде нет. Тем не менее, мы не раз писали об успешных стартапах волжан на родной земле. Но об одном бизнесмене не рассказывали еще ни разу – это Игорь Хен, создатель сети MYBOX.  Наше интервью проходило в его офисе в Волжском – несмотря на то, что сегодня компания представлена более чем в 100 городах страны, именно здесь, на родине, находится одно из самых крупных представительств.

Про миграцию и контрафакт
– Игорь, для многих может показаться странным, что бизнесом вы руководите из маленького города. А как же Москва?
– Немного не так. В Волжском я бываю несколько раз в месяц, а в основном, обитаю в столице. Здесь живут мои родители, которые наотрез отказались переезжать. А мне просто пришлось, потому что через Москву проще выстраивать логистику компании. Наши топ-менеджеры тоже сегодня трудятся в столичном офисе.
– С чего началась ваша карьера предпринимателя?
– В 2000-х мы с семьёй переехали в Волжский из Узбекистана. Русскоязычное население стало испытывать некоторые трудности на территории постсоветского пространства, Узбекистан не стал исключением. Другого выхода у нас просто не было. А я только окончил 11 классов и должен был поступать в институт. Здесь папа определил меня в ВГИ на юридический факультет. Отделение было платным, других вариантов  иностранным гражданам тогда не предлагали, и для того, чтобы я учился, моя семья фактически отдала последнее, что у нас было. Я прекрасно понимал, что родители будут пытаться собрать деньги для оплаты второго года, но это было очень тяжело. Вот тогда я и решил, что надо как-то заработать. С друзьями по институту мы организовали небольшой бизнес по продаже сначала аудио-, а затем и видеокассет.
– В 2000-х многие торговали контрафактом. Вы тоже?
– Не совсем. У нас было где-то 60% лицензии, и остальное, да – «левое». Но по-другому просто было не выжить. Лицензионные кассеты стоили тогда очень дорого, а наши «соседи» предлагали массам то же самое, но перезаписанное, и за копейки. После были видеопрокаты, сменившиеся продажей DVD и MP3 с музыкой и фильмами. Заплатить за институт получилось, но тогда я думал, что буду работать в прокуратуре, ни о каком «быстром питании» и мыслей не было. Кстати, начинали мы с известным в городе Евгением Купко, с ним же позже открыли и первую точку с роллами.
– А как потом видеопрокаты переросли в торговлю суши?
– К 2010 году этот бизнес просто сошел на нет. У нас оставалось в аренде хорошее проходное место в магазине МАН в 26-м микрорайоне, которое совсем не хотелось терять. Идею готовить еду на вынос подкинул наш товарищ из Москвы. Он рассказывал, что в столице роллы и суши модно заказывать домой. Если честно, мы совершенно не представляли, как это сделать. Но решили попробовать. У нас было минимум времени и всего 140 тысяч рублей. Фактически шли ва-банк. Помню, как поехали в Москву на рынок, как покупали какие-то бэушные рисоварки, как сами своими руками собирали отдел. Первая точка открылась 5 марта, под праздник, а уже 8-го мы поняли, что нашли золотую жилу. Всего через год у нас было уже 10 точек.

Еда в коробочке
– Возникали ли какие-то трения с конкурентами, ведь после вас многие начали пробовать себя в похожем бизнесе?
– Конкурентов у нас не было до тех пор, пока мы не начали открывать точки в Волгограде, где пытались наладить свою работу ребята из Краснодара. В один прекрасный момент мы пересеклись, и в наш офис приехали разговаривать «братки». По крайней мере, так они хотели выглядеть – в черных кожаных плащах. Если честно, тогда мы так и не поняли, чего они хотели. Собственно, и никакого продолжения не последовало, ведь мы были дома, а они – пришлые.
– Через три года суши под вашим торговым знаком продавались не только в области, но и в других городах. Почему же в 2013 году вы решили начать всё фактически с нуля?
– К сожалению, приклеивая в 2010 году первое меню на фанерку и не думая о возможных масштабах, мы с Женей не обговорили многое. Главное недопонимание возникло из-за политики, выстраиваемой внутри коллектива, в основе которой лежали силовые методы управления людьми. С такими противоречиями просто невозможно было продолжать работать вместе. Не могу сказать, что начинал с нуля. Уходя из компании, я должен был получить хорошие отступные в размере 23 миллионов рублей и ту часть сети, которая вышла за область. Потом были суды из-за невыплат отступных, и вылилось много грязи, но именно это очень сильно подстегнуло меня создать совершенно новую компанию.

Про успех, идеалы и свободное время
–  Получается, успех вашей компании – результат внутренней обиды на бывшего друга?
– Слишком громко. Это, скорее, результат огромного желания сделать лучше и больше, чем у конкурента. Ну и, конечно же, это заслуга сотрудников и партнеров (франчайзи), которые смогли обеспечить быстрый и качественный рост по всей стране. Что касается названия бренда, то в отличие от всех конкурентов, оно не зажато в тиски ассоциаций. «My box» – это не только суши и роллы, это еда в коробочке. К слову, с названием повезло, несмотря на его историю. Разрабатывать что-то новое не было времени, знакомые предложили забрать готовый логотип с брендбуком, который когда-то прогорел. Меня этот факт нисколько не смутил. Чтобы отличаться от главного конкурента, то есть компании, которую я сам же в свое время и создавал, сделали ставку на доставку еды и возможность перекусить не отходя от прилавка. И не ошиблись.
Кроме того, с самого начала мы пропагандировали доверительные и уважительные отношения внутри коллектива. Единоличных решений в компании принимается очень мало, везде преобладает коллективный разум. Должность генерального директора имеет больше номинальное значение, и по сей день сам я занимаю позицию директора по развитию, на одном управленческом уровне со мной находятся исполнительный директор, операционный, HR-директор и т. д.
– Есть ли у вас идеал бизнесмена, на кого бы вы хотели быть похожим. И что вам в нем нравится?
– Несколько лет назад я прочитал книгу «Zappos. Доставляя счастье» об американской компании по торговле обувью через интернет-магазин, написанную ее основателем – Тони Шеем. Они достигли огромных масштабов. В 2008 году им было присвоено звание «Компания с лучшей в мире корпоративной культурой». В 2016 года я получил американскую визу с единственной целью – посетить «Zappos». Всё, что увидел в их огромном офисе в Лас Вегасе, полностью соответствовало описанному в книге. Кумиров нет, но если на кого-то ориентироваться, то на эту компанию и на ее основателя.
– Ваш бизнес — это еда. Готовите ли вы сами и какое у вас любимое блюдо?
– Сам не готовлю, более того, и продуктов не держу, так как живу один и дома провожу мало времени – много командировок. Рынок доставки еды очень сильно развивается, заказать сейчас можно блюда абсолютно любых национальных кухонь мира. Если говорить о японской кухне, то в последнее время перешел от многосоставных роллов к простым суши с рыбой.
– Вы говорите, что практически не имеете свободного времени. И, тем не менее, как проводит свой досуг успешный предприниматель Игорь Хен?
– Пробовал много чего: настольный теннис, большой теннис, а когда-то даже всерьез увлекался русским бильярдом. Сейчас моё главное хобби – это сноуборд. Стараюсь в течение зимнего сезона выехать пару раз куда-нибудь.

Главные секреты бизнеса
– Сегодня некоторые россияне живут под лозунгом «пора валить». Они не считают города, подобные Волжскому, перспективными. Что бы вы им сказали?
– Главное – это люди. Я с ностальгией вспоминаю наш офис на пл. Труда, где работало всего 20 человек. Мы были одной семьей, я знал каждого по имени, находился в курсе их семейных проблем. Помню, как все жались на маленькой кухоньке в обед, разговаривали обо всем. Я знал, чем живут мои сотрудники. Это очень важно. А сегодня штат компании превышает 3,5 тысячи человек, и я физически не могу знать каждого по имени, а очень жаль. Этот волжский офис – моя зона комфорта. Приезжая сюда, я приезжаю домой. Но и в Москве работает много волжан. Есть и те, кто поверил в меня в самом начале и прошел весь путь рядом, помогая и поддерживая. Основной управленческий состав компании сегодня по-прежнему формируется из волжан и волгоградцев. Знаете, приезжая в разные города, захожу покушать именно в свои точки как обычный покупатель. И не только пробую то, что предлагают посетителям, но и слушаю, что говорят люди, которые стоят рядом. Всё это помогает лучше понять нашего Гостя, совершенствовать компанию и самих себя. И мы не хотим останавливаться. Мы – сообщество единомышленников, которым все время нужно познавать что-то новое, что-то интересное.
– Какой совет вы бы дали молодому волжанину, который хочет заработать миллион, но не знает, с чего начать?
– Совершенно не важно направление бизнеса. Самое важное – кого ты собрал вокруг себя. Успех любого предприятия – это команда единомышленников и человеческие отношения  в коллективе.