В новом волжском Музее православной книги представлено около сотни редких изданий

1032
реклама

Музей православной книги открылся 14 марта и расположился в одном из залов отдела религиозного образования и катехизации Калачёвской епархии на улице Оломоуцкой, 19. Мероприятие было приурочено ко Дню православной книги, который по новому стилю приходится на 14 марта.

Краски словно свежие

Экспозиция состоит из раритетных изданий православной литературы, среди которых есть фолианты, датируемые 17-18 веками. В общей сложности их около 100. В основном это богослужебные книги – Евангелие, «Апостол», псалтырь, жития святых, а также художественная литература начала прошлого века.

Потрёпанные страницы говорят о том, что издания не просто стояли на полках, а были востребованы. Еры, яти, буки, веди составляют ровные строчки, а под ними и над ними – сокращения. Оказывается, так писали из экономии бумаги, которая три столетия назад была редкостью.

Если очень захотеть, то содержащийся в этих символах смысл становится более или менее понятен, особенно когда читатель знаком с церковной литературой. А вот на голубых листах текст расписан по слогам, каждый из которых сопровождается весьма странными крючками. Они совершенно не поддаются разгадке, и лишь прилагающаяся записка всё объясняет. Это называется крюковым письмом – а сами «иероглифы» представляют собой знаки, которые помогали записывать музыку до появления привычной нам нотной грамоты.

Книга называется «Попевки» – эти небольшие произведения исполнялись клиросом на службах. По словам настоятеля храма Серафима Саровского протоиерея Петра Симора, фолиант написан вручную в 17 веке, и это единственный экземпляр в нашем регионе.

Основу музейной экспозиции составили рукописные и печатные книги из фондов приходских и епархиального библиотек, а также частных коллекций. В принципе, волжский музей православной книги и начался с отца Петра, это он на протяжении многих лет собирал редкие книги, которые в храм несли прихожане. Сегодня эти дары составляют часть выставленной коллекции.

– Хотелось, чтобы эти издания не пылились на полках, а чтобы к этой красоте и богатству хотя бы взглядом прикасались люди, – отметил батюшка.

Дополняют выставку литография и шелкография – иконы, ранее имевшие киоты, пришедшие со временем в негодность. Но лики святых, изображённых на бумаге, совершенно не пострадали, и цветопередача тоже отличная, словно эти картинки были выпущены лет 10 или 20 назад, хотя дата изготовления на них – 10-е, 15-е и 20-е годы прошлого века.

Краски для печати в те времена, надо признать, были отменными. Вот «Жития святых» 1851 года выпуска, а рисунок на страницах настолько яркий, словно его буквально недавно раскрасили цветными карандашами.

Читали не отрываясь

Самое раннее музейное издание – «Псалтырь» 1647 года. Его в экспозиции пока нет, как раз сейчас под экспонат готовят специальный стеллаж, защищённый стеклом.

Издания художественной литературы тоже необычны. Лермонтов, Некрасов, Островский, Лев Толстой… «Война и мир» явно пользовалась спросом, особенно во время Великой Отечественной. Даже в самое трудное время великий роман читали запоем. Запись на последней странице гласит: «Начинал с 12.04.42 с 9 часов утра. Кончил читать 19.04.42».

На торжественное открытие музея собрались волжские священники, друзья епархии, сотрудники городских библиотек, общественники, представители власти. Епископ Калачёвский и Палласовский Иоанн сказал о значимости живой бумажной книги и отметил, что православной литературой считается не только богослужебная. Под такое определение попадает любое произведение, рассказывающее о победе добра над злом.

Преподаватель Волжского филиала ВолГУ Ольга Мясникова представила презентацию о первопечатнике Иване Федорове. Выразили своё отношение к бумажной книге и собравшиеся гости.

Теперь возможность посмотреть на редкие издания, прикоснуться к истории и ощутить дыхание времени появится у школьников и студентов. Сейчас сотрудники отдела религиозного образования и катехизации Калачёвской епархии вместе с учреждениями образования разрабатывают план графика посещений.