Волжский драмтеатр завершил сезон премьерой спектакля по роману Лермонтова

968
реклама

Я люблю ВДТ и не стесняюсь в этом признаться.

А как его не любить, если он строился у меня на глазах, если все  первые спектакли я смотрела, переживая за начинающих артистов не меньше, чем они сами. И радовалась каждой удачной постановке, и огорчалась, если «недотянули» режиссёр и исполнители.

Увидеть «дрожание ресничек»

Но время идёт, подросли и оперились артисты, в репертуаре появились сильные и яркие спектакли («Пиковая дама», «Фауст», «Побег»). На премьеры приезжают театралы из Волгограда, признаваясь: «У вас в ВДТ очень круто!», так что снижать планку нельзя ни в коем случае.

Хочется, чтобы зрителей после спектакля долго не отпускали мысли об увиденном. Но так, увы, получается не всегда.

«Герой нашего времени» стал в ВДТ первым камерным спектаклем: зрителей устраивают прямо на сцене, чтобы, по словам режиссёра Мурата Щыхшабекова, они «не упустили ни одного жеста, даже дрожания ресничек персонажей».

Но из-за неудачной расстановки стульев «дрожанием ресничек» наслаждается только первый ряд, а третий и четвёртый вынуждены любоваться головами сидящей впереди публики. Впрочем, о неудобствах забываешь, погружаясь в очарование лермонтовского текста.

Роман зачитан до дыр поколениями школьников, растащен на цитаты. О характере Печорина и причинах его поступков литературные критики спорят не одно десятилетие… Театральным постановкам и экранизациям нет числа. Потому режиссёр, обращаясь к книге, должен точно знать, что именно он хочет сказать зрителю, каким он видит «своего» Печорина.

Кто вы, Печорин?

Молодой режиссёр (Мурат Шыхшабеков окончил актёрское отделение ВГИИКа, сейчас учится на отделении режиссуры в Высшей школе искусств Константина Райкина) признавался журналистам, что для него история Печорина – «о взрослении и умении отвечать за свои поступки». И потому спектакль адресован в первую очередь старшеклассникам. Но поход в театр ни в коем случае не отменяет необходимость прочитать (или перечитать) роман: режиссёр, он же сценарист, намеренно меняет композицию глав «Бэла» и «Максим Максимыч» и даже включает в спектакль фрагмент повести «Княжна Мэри» — очень смелое (хотя и не бесспорное) допущение. Как и выход на сцену Николая I с его отзывом о книге: мол, главным героем следовало бы сделать Максима Максимыча, а не Печорина… И в результате именно так и получается, как ни парадоксально. Штабс-капитан становится центром истории, её главной движущей силой. Никита Азарков в этой роли показывает всю гамму чувств: он плачет, страдает, радуется…. А зритель видит всех персонажей его глазами.

Спектаклю явно не хватает динамики: Максим Максимыч будто листает альбом с фотографиями, показывая Автору (Алик Газарян): «А вот тут, посмотрите, Печорин дарит Бэле ожерелье… А это Азамат, он часто приезжал к нам в крепость». Сам Григорий Александрович (Николай Краснопольский) статичен, психология его характера так и остаётся для зрителя загадкой. Военная форма герою  к лицу, но это и всё, что пока можно сказать о нём. Вполне возможно, работа над постановкой ещё продолжается, в нём уже сейчас есть явные актёрские удачи: нежная Бэла (Екатерина Новикова), избалованный Азамат (Владислав Шульгин), всё ставящий на карту ради своих желаний, страстный Казбич (Камран Гасанли). Наверняка «сложится» и характер Печорина – актёру просто нужно вжиться в этот образ.

Аура спектакля волшебна: действие происходит на фоне гор, то освещённых солнцем, то погружённых во мрак. Особую атмосферу подчёркивают и кавказские мелодии, оттеняющие характер горцев, и сам текст романа – в спектакле его много, он подаётся очень грамотно, так что нельзя не вслушиваться в каждое слово.

И зритель вслушивается. А приходя домой, наверняка в сотый раз открывает роман Лермонтова, чтобы вновь задаться вопросом вместе  с главным героем: «…Отчего я не хотел ступить на этот путь, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?.. Нет, я бы не ужился с этой долею!»