Волжскому нужен туристический ребрендинг

1315
реклама

О перспективных направлениях волжского туризма, его плюсах, минусах и ребрендинге рассуждает историк, доцент Волжского политехнического института, автор странички Волжского в Википедии Николай Юрьевич Николаев.

Мышкинская манкость
«Что вы знаете о Мышкине? – с места в карьер озадачивает меня собеседник, и пока я блуждаю в закоулках памяти, продолжает. – Это городок в Ярославской области с населением 5 тысяч, за год принимающий от 100 до 150 тысяч туристов».

Феномен Мышкина, по мнению кандидата исторических наук, доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин ВПИ Николая Николаева, объясняется сплавом ярких идей мышкинских краеведов с их информационно-просветительским напором, а также «сочетанием местной исключительности с символической интернациональностью (Музей мыши)».

Туризм в Мышкине плотно закручен вокруг симпатичного грызуна – здесь действуют восемь музеев, сеть тематических кафе и отелей, ежегодно проводятся фестивали.
Назывался бы наш город Кошкиным, мы бы создали музей Кошки, одноименный фестиваль и много чего ещё.

Но пока… Волжский с Мышкиным роднит только схожее географическое положение (оба города стоят на левом берегу Волги), и это, пожалуй, всё. О мышкинской туристической манкости нам приходится только мечтать.

Рай для путешественников
На самом деле у нашего города есть все предпосылки для превращения в туристическую мекку – крупнейшая в Европе ГЭС, врастающая корнями в Золотую Орду история, жаркий климат, Волго-Ахтубинская пойма, близость к Волгограду/Сталинграду, частные винодельни с пивоварнями и не только.

Заведующий кафедрой «Социально-гуманитарные дисциплины» Волжского политехнического института, кандидат исторических наук Николай Николаев

– Я рассматривал туристическую привлекательность Волжского с точки зрения обывателя, не претендуя на глубокий анализ и всесторонний охват, – говорит Николай Юрьевич, – и понял, что туристические возможности Волжского бесспорны, хотя пути и возможности их реализации далеко не очевидны.

Да, региональные и городские власти заинтересованы в росте турпотока: этому обязана поспособствовать и государственная программа «Развитие туризма в Волгоградской области» на 2019–2025 годы, предполагающая солидное (порядка 800 млн руб) финансирование.

Ул. Циолковского в зеркальном отображении

Но возлагать надежды исключительно на денежные вливания опрометчиво, уверен Николай Юрьевич. Необходимо кардинально менять подход к туризму, соединяя его традиционные формы с инновационными.
Проще говоря, Волжскому нужен туристический ребрендинг – активная маркетинговая стратегия для изменения кампании или её позиционирования, а в перспективе – и геобрендинг.

Соседство с Волгоградом
– О Волжском мало кто знает. «Это где?» – «Рядом с Волгоградом». – «Ааааа…». Привычный разговор, – с ноткой горечи произносит Николай Юрьевич. – Сама близость к Волгограду – это хорошо или плохо? С одной стороны, хорошо. Мы – получатели определенных выгод с этого расположения, но одновременно растворяемся, культурно, исторически, ведь Волжский – город-спутник.

Историк считает, что сейчас перед администрацией и общественностью встала мегазадача. С одной стороны, «подчеркивать эту самость, яркость, волжскость и одновременно, когда нужно – прилепляться, приплюсовываться. Да, мы рядышком. В этом нет ничего обидного – это прагматизм. Это разумно».

Николай Юрьевич приветствует создание регионального кластера «Территория побед», где каждому городу-участнику (Волгограду, Камышину, Волжскому) отведён индивидуальный набор туристических задач и полномочий.
Волжскому доверен туризм рекреационный: гость после Волгограда должен приехать к нам для отдыха душой и телом.

Правда, не всякий турист после осмотра Мамаева кургана найдет время и силы, чтобы побывать в Волжском.
– Посещение памятных мест Волгограда большинством туристов рассматривается как достаточное, а поездка в город-спутник оценивается как избыточно-затратная, – напоминает Николай Николаев.

Зачем ехать в Крым?
Заменяем Черноморское побережье на красавиц Волгу и Ахтубу, влажный морской климат – на щедрое степное солнце, и… едем в Волжский. Для дикого и организованного отдыха есть песчаные пляжи, Волго-Ахтубинская пойма, санатории, профилактории, турбазы.
Мы даже с крымскими виноделами готовы посоперничать, развивая довольно экзотический вид туризма – алкогольный.
– Несмотря на естественные природно-климатические ограничения, в окрестностях Волжского работают несколько винодельческих хозяйств («Зимовец», Villa Sofia, «Виноград»), которые могли бы стать опытными площадками для местного энотуризма, т. е. винного, – убежден Николаев.

Заманивать любителей востребованного в Европе пивного туризма мог бы Волжский пивоваренный завод, выпускавший в 90-е популярные марки пива. Правда, после смены хозяина «продукцию завода уже нельзя рассматривать как часть городского бренда».
Тем не менее, сегодня в Волжском есть несколько частных пивоварен, где варят качественное крафтовое пиво. Однако общий объем, качество и, главное, масштаб продвижения спиртного волжских производителей, по мнению историка, недостаточны для подобного туристического направления.

Золотая Орда, Пётр Первый и Иосиф Виссарионович
– У нас в 14-м микрорайоне, оказывается, 700 лет назад было поселение Золотой Орды. Почему бы его не сымитировать? А предшественником Волжского было село Безродное/Верхняя Ахтуба, основанное под шелководство по инициативе Петра Первого. Воссоздание быта/промыслов первых русских поселенцев привлекло бы приверженцев культурно-исторического и этнографического туризма.

Фрагмент. Дворец культуры ВГС

Волжский – город многонациональный, однако, как подчеркивает Николай Юрьевич, соседствующий с землями исторического проживания донских (низовых) казаков.
Увы, проект этнодеревни благополучно забыт, а учреждения, рассказывающие о казачьем быте и культуре, либо ориентированы на детскую аудиторию («Казачий курень» в Торгово-промышленной палате), либо ликвидированы («Музей истории российского казачества»).

Волжский с высоты 2700 м

Архитектурный бриллиант Волжского – уникальная, практически монолитная застройка 1950-х – начала 1960-х годов, от въезда в город до «Спутника». Массив зданий сохранён почти в первозданном виде и включает, наряду с жилыми домами, техникум и Дворец ВГС в стиле «сталинский ампир».
Такое единообразие при фактическом отсутствии современных вкраплений, несомненно, повышает историко-культурную привлекательность Волжского для туристов.

Промышленный туризм
Наиважнейший объект индустриального туризма – Волжская ГЭС. Это наш врожденный, по словам Николаева, функционал: город вырос вокруг ГЭС и благодаря ей. Волжская гидроэлектростанция до сих пор считается крупнейшей в Европе: и это тот крючок, на который можно подсаживать не только отечественных, но и забугорных туристов.

– Но здесь есть два сложных момента, – прогнозирует Николай Юрьевич. – Первый – насколько сами предприятия готовы к этому. ГЭС – это охраняемый стратегический объект. Куда её руководство сможет допустить посетителей? Просто смотреть с плотины на воду пять, ну 10 минут, а дальше? Пустят ли вас в святая святых? Посмотреть, как работают турбины, например… Должно быть не просто декларированное желание, а проработанный турмаршрут. Не так, что гости пришли, а занимать их возложено на главного инженера, которому не до экскурсий.

Вторая проблема посерьёзнее – информированность. Кто слышал о промышленном туризме? Если задать вопрос на улице: «Вы знаете, какие предприятия готовы вас принять на экскурсию?», то на него вам никто не ответит. Значит, не обойтись без популяризации и информационного освещения таких туристических маршрутов.

Шлюзы Волжской ГЭС ночью

Туземный патриотизм
Николай Николаев видит два пути – креативность (идеи) и люди (ставка на местных энтузиастов). Это краеведы, учителя и, конечно, бенефициары, заинтересованные в неиссякаемом потоке клиентов (те же владельцы турбаз или фудкортов).
Многие готовы помочь, понимая, что это будут отложенные выгоды, но без мотивации, в том числе материальной (гранты, поощрения), не обойтись.

– Вот наша кафедра гуманитарных дисциплин ВПИ разработала грантовый проект «Туристический атлас». Нужен ли он городу? Безусловно. Те атласы, которые есть, они просто старые. Это другая эпоха, её уже нет и никогда не будет. Был конкурс Волгоградской области, но мы не успели подать заявку на грант. И готовы ли город, его глава Игорь Николаевич волевым усилием выделить 200–300 тыс. руб. и этот грантовый конкурс провести – это большой вопрос.

Дворец культуры ВГС

Потребуются усилия, и, прежде всего, информационные: предстоит работать на разных платформах – в соцсетях, мессенджерах и виртуальных энциклопедиях. Если набрать в поисковике «Волжский», первой «выпадет» страничка города в Википедии. Как автор актуальной версии Николай Юрьевич знает, что на городской странице бывает примерно 120 тыс. посетителей в год, и это немного.

Необходима презентация Волжского, причем на всех доступных площадках, что можно сделать с минимальными затратами. И Википедия, конечно, не панацея, но один из таких ресурсов.
– Фонтанировать идеями не сложно, а вот чтобы из области фантазий перейти в практическую плоскость – задача намного мудрёнее, – резюмирует Николай Юрьевич.
Главное, у Волжского есть потенциал – возможности и те ниши, куда можно войти и привлечь в город туристов, а вместе с ними – и неплохие деньги.