Самый опытный водитель трамвая живёт в Волжском

1312
реклама

В Волгограде прошёл Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший водитель трамвая». Организаторы состязаний – Министерство транспорта Российской Федерации и Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта. 

Давать интервью — дело непростое

Конкурс «забрал» Волгоград 

В 2021 году соревнования собирались провести в Волжском, но из-за отсутствия нужных вагонов, неподготовленного депо и старых трамвайных путей — с ограничением по скорости на отдельных отрезках не более 5 км/ч — «отдали» Волгограду. Здесь, в Красноармейском районе, в пятом депо демонстрировали свои навыки 36 вагоновожатых из 29 российских городов. Конкурсы профессионального мастерства среди водителей  электротранспорта перемежаются: год — трамвай, год — троллейбус. 

Оксана Логинова водит трамвай больше 30 лет

Города-миллионники — Екатеринбург, Нижний Новгород, Москва, Питер, Ростов, Волгоград — традиционно выставили по паре участников. Честь Волжского защищала Оксана Логинова, вагоновожатая с тридцатилетним стажем.  На конкурс отвели три дня. Первый — заезд и жеребьёвка участников, распределение судейских бригад по номинациям. Второй и третий — конкурсные этапы с теорией и практикой. Это приёмка подвижного состава, экзамен по ПДД, прохождение трассы, культура обслуживания. 

«Не урони бабушку!» 

Так назвали испытание по комфортному вождению, для которого в волгоградском депо соорудили вторую трассу. Роль бабушки доверили поставленной в центр вагона матрёшке. На первой трассе проверяли скоростное вождение, с экстренными остановками и соблюдением скорости. 

— У нас было мало времени на подготовку, — сетует член жюри, председатель профкома Волжской автоколонны-1732 Тамара Литун. — За 3 недели до конкурса прислали вопросы по теории, 30 билетов по 5 вопросов. Четыре по устройству трамвая, пятый — правовой. Причем, отвечать надо было не своими словами, а точно, как в билете, слово в слово, до запятой. Сложная «Культура обслуживания». Приёмка вагона за 7 минут — тоже тяжело, но Оксана очень хорошо справилась. 

Председатель профкома Волжской автоколонны-1732 Тамара Литун

Недоумеваю: «Зачем готовиться, ведь водитель знает трамвай досконально?». Тамара Николаевна напоминает, что экзаменуют участников придирчиво: к стоп-линии надо подъехать так, чтобы не пересечь её на лишний сантиметр. Сдвинулись, значит, задавили человека. 

Нельзя ничего забыть 

Для конкурсантки предприятие специально шило форменный костюм — белоснежная рубашка, тёмно-синие пилотка, жилет и брюки. Форма, безусловно, важна, но жюри больше интересовало «содержание». Оксана благодарна своей тёзке и коллеге Оксане Леонтьевой, которая настояла на том, чтобы в родном парке сделали тренировочную трассу. 

Выдержать скоростной режим на конкурсе необычайно сложно: несколько отрезков пути надо проехать с разной скоростью, периодически совершая экстренное торможение. Если даётся 36 секунд, а ты проскочил за 33 или проплёлся за 39, всё — упражнение не  выполнено. Когда трогаешься, надо закрыть кабину, включить фары, «реверс вперёд». Если что-то забыл, сразу штраф — минус баллы. Кабину забыл закрыть — снимают баллы. 

На конкурсе было жарко.

— Например, стрелочный перевод, — вспоминает Оксана Логинова. —Надо отключить высоковольтную цепь управления, фары выключить, надеть перчатки, жилет. Ничего не забыть, выйти, кабину закрыть на ключ, держаться за поручни. Всё это нужно вслух проговаривать. Тебя жюри слушает. Боязнь всегда будет: это не забыть, то не забыть. На «Приёмке» я забыла три позиции произнести «створки, подножки, поручни». По времени уложилась, но из 114 наименований озвучила 111. Но 5-е место заняла, как и на «Трассе». 

Всё было прозрачно и честно 

Жюри внимательно отслеживало каждый этап, со старта до финиша. На стрелке участник попадал под строгие очи другой судейской бригады из трёх человек. Оценивали не только водительское мастерство. В номинации «Культура речи» смотрели, как участники работают с микрофоном, рассказывают о памятных местах города или предотвращении терактов, напоминают правила дорожного движения. 

— Сначала было очень тяжело, что не смогу, не уложусь, — говорит занявшая восьмое место Оксана Сергеевна. — А на конкурсе поняла, что всё, вроде, знаю, всё рассказала. Я не ожидала такого результата. Всё было прозрачно и честно. Мечтала войти в пятнадцать, а вошла в десятку лучших. Волжане ведь раньше выше 12-го места не поднимались. Все меня поздравляли. Очень приятно. 

Самому опытному водителю, волжанке Оксане Логиновой — цветы, подарки и грамота

За 8-е место Оксане Логиновой вручили грамоту, а за звание «Самый опытный водитель» — планшет и плед. Всем участникам подарили футболки и кепки «Лучший водитель трамвая 20/21». Победителем конкурса стала волгоградка Анжелика Лобачева, водитель трамвая из депо №3. Её наградили дипломом и сертификатом на 300 тысяч рублей. 

Лицо нашего города 

На конкурсе царила дружелюбная атмосфера, в которую гармонично вписалось даже жюри. Проверяющие подбадривали перед каждым этапом: «Всё, спокойно, не нервничать». Соперников остерегались только сначала, смотрели друг на друга волком, всё-таки, конкуренты. Потом быстро сдружились, подсказывали, как сделать быстрее.   

«Чувство было, как будто ты в своем депо, и рядом все свои, — подчеркивает Оксана Сергеевна. — Все тебя поддерживают: «Давай, Оксана, счастливо, удачи тебе!». Даже забываешь, кто откуда. Все как будто местные, из Волгограда». 

Особенно тяжело пришлось тем, кто не привык к нашему пеклу

Волжанка восхищена духом праздника, общей сплоченностью, с удовольствием вспоминает, как «десант» вагоновожатых высадился на Мамаевом кургане. Увидев группу в фирменных костюмах, прохожий полушутя поинтересовался, «где приземлился самолёт и откуда столько стюардов?»   

— Нам и в трампарке всегда говорят:«Вы лицо города, вы должны всегда улыбаться, быть приветливыми. — заключает Оксана Логинова. — Правда, это не всегда возможно, мы тоже люди… Но мы стараемся».