3 октября гостем традиционной передачи «Давайте спросим» стал заместитель директора по эксплуатации МУП «Волжская автоколонна» Сергей Шумихин. В ходе часовой онлайн-трансляции топ-менеджер предприятия общественного транспорта ответил на вопросы горожан о повышении тарифа, остановочной инфраструктуре, соблюдении водителями расписания, кадровом голоде, нюансах электронных проездных и культуре обслуживания. В этом материале мы публикуем первый блок обсуждения.
Стартовали звонки в 11:05.
«Почему стоимость проезда на общественном транспорте поднялась сразу почти на 17%? – задала вопрос Наталья. — Ни на рубль, ни на два, а сразу на пять! Чем обусловлен такой резкий скачок? Нельзя было как-то постепенно поднимать плату?».
— Автоколонна исполняет муниципальный контракт по перевозке пассажиров и багажа, цена которого рассчитана, исходя из себестоимости 1 километра пробега. По контракту эта сумма составляет 67 рублей. Собственные доходы предприятия от продажи билетов и проездных документов позволяют нам добавить к этой сумме еще 55 рублей. В итоге получается 122 рубля за километр. Мы не поднимали стоимость проезда 2,5 года. С апреля 2022 года. За это время себестоимость одного километра выросла уже до 126 рублей. В такой ситуации автоколонна уже не может строить свою экономику таким образом, чтобы платить достойную зарплату дефицитным специалистам: водителям, кондукторам и авторемонтным рабочим. Поэтому 1 октября мы обратились в администрацию города с просьбой повысить стоимость проезда сразу до 35 рублей невзирая на то, что наши коллеги — волгоградские перевозчики — повысили её пока до 32 рублей. Но сделали это еще в июле.
«Действительно ли предприятие испытывает серьёзный кадровый голод, и на сегодняшний день в штате учреждения 60 вакансий только по водителям? – спрашивает Александр».
— Заработная плата зависит от экономики предприятия. Сегодня заработок водителя безо всяких надбавок составляет 46 тыс. рублей. Это минимум, на который он должен отработать все часы. С надбавками – это 50 тыс. рублей. Зарплата водителя, в отличие от офисного клерка, зависит от отработанного времени. Если он не отработает установленное количество часов, он этот минимум не получит. При этом если он работает в выходные, то получает зарплату в трёхкратном размере. У нас есть водители, которые получают по 70-80 тыс. рублей. Но нужно понимать, что количество дополнительных часов лимитировано, поскольку существуют установленные законом нормы труда и отдыха.
«Каждое утро начиная с 1 сентября я с боем уезжаю на работу, — сетует Елена Геннадьевна. — Причем происходит это начиная с 8:00 утра. Во-первых, автобусы идут с долгим межрейсовым интервалом. Во-вторых, они уже битком набиты. Пассажиры все злые, буквально кидаются друг на друга и на кондуктора, которому приходится всё это выслушивать. Постоянная давка. С чем это связано, и когда прекратится?».
— Это связано с недовыпуском подвижного состава на маршруты. Причина — нехватка персонала. В настоящее время на предприятии острый дефицит водителей, и перспектив решения этой проблемы в ближайшее время не предвидится. Ситуация немного облегчится с 1 ноября, с окончанием перевозок на дачных маршрутах, когда на основные городские маршруты вернутся 10 дачных автобусов.
«Раньше все водители были вежливые и обходительные, — констатирует Светлана Николаева. — А сейчас со всех ног бежишь к автобусу, добегаешь до передней двери, а водитель демонстративно закрывает её перед самым твоим носом. Может, как-то проработать этот вопрос с личным составом?».
— Поступающие жалобы, если они зафиксированы и подтверждены, не остаются без ответа. И мы, безусловно, усилили работу в этом направлении. Но есть и вторая сторона. Ведь водитель, стоя на остановке, не только следит за посадкой пассажиров. Он мониторит движение всего транспортного потока, потому является его частью. И, возможно, в тот момент, когда вы собираетесь совершить посадку, он уже не смотрит на вас. У автобуса – два зеркала заднего вида. То, что справа, – для наблюдения за посадкой. А то, что слева, – для маневра перестроения в момент отъезда от остановки. Скорее всего, водитель уже не смотрел на вас в тот момент, когда вы подбежали к автобусу, а уже трогался. Ведь он в первую очередь участник дорожного движения и обязан соблюдать правила.
«Я решила перейти на электронный проездной или транспортную карту, — задала вопрос Галина. — Пользуюсь в основном общественным транспортом. С чего мне следует начинать и каких правил придерживаться?».
— Автоколонна занимается реализацией транспортных карт уже полтора-два года. Это положение согласовано с организатором перевозок – Комитетом благоустройства и дорожного хозяйства администрации города. Программа по оплате проезда была предоставлена банком «Авангард». Причем бесплатно, потому что банк зарабатывает на экваринге и получает свою копеечку с каждой транзакции. Для нас это предложение было выгодно, поскольку купить такое программное обеспечение автоколонна точно не смогла бы. IT-разработки очень дорогие. Электронный проездной получить очень просто. Нужно либо прийти в автоколонну (ул. Карбышева, 47), либо привязать к обычной банковской карте. Для этого есть ресурс, созданный на нашем сайте. На его главной странице размещена подробная информация об этом.
«Планируется ли обновление трамвайного парка города? – интересуется Андрей Сергеевич».
— Вопрос сложный, и информации по нему минимум. В п. 4 Указа Президента РФ № 309 от 7 мая 2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» говорится, что в транспортных агломерациях к 2030 году необходимо увеличить долю общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее, чем до 85%. А нормативный срок службы автобусов на сегодня это 10 лет, трамваев – 30 лет. В связи с этим Облкомтранс запросил информацию о наших потребностях. В частности, до 2030 года нам необходимо заменить 44 трамвая. Как и когда это всё будет происходить – зависит от федеральных властей. Будет ли это госпрограмма, дающая условия льготного кредитования, или что-то еще, мне пока неизвестно. Могу сказать лишь одно: стоимость трамвая – порядка 100 млн рублей. Это фантастически дорого по сегодняшним временам.
«Почему нет остановки на улице Комсомольской, напротив бассейна? — интересуется Наталья. — Детям и родителям с маленькими детьми, пожилым людям из группы здоровья да и просто любителям поплавать довольно далеко добираться от остановки, особенно в вечернее время, по темноте. Может быть, можно как-то разрешить эту ситуацию?».
— В этом месте невозможно обустроить остановку для общественного транспорта по ограничениям, связанным с безопасностью дорожного движения. Во-первых, в этом месте — перекресток улицы Комсомольской и пр. Ленина, в зоне которого организован пешеходный переход, расстояние между ним и перекрестком буквально два метра. Во-вторых, в одном направлении проезд составляет 5,5 метра, а габариты автобусов: 2,5-2,6 метра. Если просто останавливать автобус на проезжей части, то он будет создавать помехи всему транспортному потоку, движущемуся в одном с ним направлении, а делать уширение проезжей части для организации остановочного «кармана» не позволяет существующая инфраструктура жилой зоны, прилегающей к пр. Ленина.
«Подскажите: как быть, если потерял проездной в автобусе № 14, — спрашивает Елена. — Куда обращаться в таком случае? Может, кондуктор могла найти? И что делать, если он утерян безвозвратно?».
— В случаях утери документов или вещей в салоне общественного транспорта автоколонны необходимо обращаться по телефону диспетчерской службы 8(8443)27-34-65. Если проездной утерян безвозвратно, необходимо лично прибыть в автоколонну и обратиться непосредственно в клиентскую службу, где вам помогут написать заявление об утере. Далее, существует определенный порядок, который размещен на официальном сайте предприятия в сетях «Интернет».
«Я с утра ехал в трамвае, — рассказывает Константин, — приложил карту к валидатору, и появилась ошибка с красным крестом. Водитель, он же кондуктор, попросил приложить второй раз. В итоге сумму списали за две поездки… Как быть?».
— В таких ситуациях следует обращаться на специально организованную предприятием горячую линию: 8-927-252-88-33, где вам ответят на любой вопрос, связанный с нюансами общественного транспорта.
В завершение прямого эфира Александр Владимирович обратился к пассажирам волжской автоколонны:
— Я хотел бы пожелать всем волжанам удачных поездок. С нашей стороны обещаю безаварийную работу, а от вас прошу понимания той ситуации, в которой сейчас находится предприятие. Условия кадрового дефицита, к сожалению, не позволяют нам предоставлять вам перевозки того уровня, которого вы от нас ждёте. Поднять заработную плату у предприятия пока нет возможности. Но даже при этом мы стараемся выполнять все условия муниципального контракта, которые нам обозначены. Да, перебои случаются. Но это связано лишь с дефицитом кадров. Мы с надеждой ждём решения вопроса с валидаторами, чтобы осуществлять поездки без кондукторов. Ожидаем возможности обновления 140 единиц автобусов до 2030 года, вместе с трамваями и электробусами. Это вселяет надежду в будущее, поможет привлечь дефицитные кадры и улучшить качество обслуживания.
Общение прошло оживлённо и конструктивно. Однако в одном материале отразить все ответы на вопросы нереально. В следующем номере мы непременно опубликуем оставшуюся часть дискуссии.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru