Хотя на этот раз планы радикальней некуда – свести использование так называемых «серых схем» в трудовых отношениях к нулю. Неформальная занятость – давняя ахиллесова пята российской экономике. Достаточно вспомнить датированный 2013 годом спич вице-премьера по социальной политике. Ольга Голодец тогда без обиняков заявила, что из 87 миллионов россиян трудоспособного возраста в легитимной секторе заняты только 48 миллионов: «Все остальные – непонятно, где заняты, чем заняты и как заняты».
Нынче руководители Роструда приводят несколько иные цифры. Они оперирует данными, относящимися не просто к трудоспособному, но еще и к экономически активному населению. К таковому причисляются россияне в возрасте от 15 до 72 лет. Их, по уточненным данным, насчитывается 76,1 миллиона человек. Для того, чтобы попасть в их число, достаточно о своей занятости хотя бы на один час в неделю, а то и только об имеющемся желании работу найти.
Так вот, каждый пятый экономически активный россиянин официально на какой-либо работе не числится. В общей сложности теневая занятость оценивается, по последним данным, цифрой, превышающей 15 миллионов человек. Что вовсе не означает, что каждого из них автоматически можно занести в категорию отпетых бездельников, хотя и они, безусловно, имеются. Подавляющее же большинство лиц, попавших в черный список Роструда, конечно же, трудятся, но без заключения договора, а стало быть – без уплаты налогов и отчислений в Пенсионный фонд.
По количеству незарегистрированных «нелегалов» лидируют торговля, сельское хозяйство и строительство. Хотя вне конкуренции по-прежнему малый бизнес. Скажем, за последние два года количество индивидуальных предпринимателей в стране сократилось на 600 тысяч человек. Причина известна – очередное повышение страховых социальных платежей, сделавших и без того тяжеленное налоговое бремя непомерным. Вот вам и новое пополнение многомиллионной армии россиян, ушедших из света в тень.
По территориальному признаку лидируют республики Северного Кавказа, в которых без трудовых контрактов обходятся до 40 процентов работников. На противоположном полюсе (кто бы сомневался?) – Москва и Санкт-Петербург. Живут же люди! По половозрастному признаку первенство среди «теневиков» держит молодежь. За ней – пенсионеры и мужчины с начальным и средним специальным образованием. Женщины, как самая законопослушная и ответственная часть общества, сопротивляются предложениям о переходе на серые схемы куда активнее. Что, впрочем, тоже не новость.
Теперь о правительственных планах. Их озвучил заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков. Поскольку одним махом искоренить до нуля «теневой» сектор вряд ли получится, для начала решено сократить нелегальную занятость на 30 процентов.
Основная нагрузка (и еще раз – кто бы сомневался?) ляжет на регионы, которым в соответствующих пропорциях увеличить количество официально зарегистрированных трудовых соглашений. Контрольная цифра на текущий год – 4 миллиона легитимных контрактов. Если учесть, что за четыре месяца общими усилиями выявлено всего 270 тысяч трудовых «нелегалов», и первоначальное задание Роструда может оказаться неподъемным.
Помимо административно-чиновничьих методов ведомство ратует и за введение индивидуальных мер воздействия. Тот же Михаил Иванков уже анонсировал возможное введение обязательного социального платежа, которым планируется обложить всех россиян, достигших восемнадцатилетнего возраста, «за исключением официально трудоустроенных, зарегистрированных безработных, студентов, пенсионеров и других льготных категорий. Рассматриваются также варианты проверки доходов граждан при оказании им определенного вида услуг и сопоставление фактического размера полученного прибытка со взносами в Пенсионный фонд.
Как бы грозно сии планы ни выглядело на бумаге, все это, говоря медицинским языком, не более чем паллиативные меры, приглушающие, но не излечивающие болезнь. В качестве контраргумента приведу комментарий, данный «Новым известиям» директором института социальной политики и социальных экономических программ ВШЭ Сергеем Смирновым.
Корень проблемы он видит в отсутствии эффективной системы экономических стимулов: «Я имею в виду нормальное пенсионное обеспечение или ту же самую бесплатную медицину за счет Фонда обязательного медицинского страхования. Государство далеко невсегда использует наши средства рационально. Деньги вкладываются неизвестно во что. Поэтому, пока федеральная власть не переделает саму систему стимулов, бессмысленно принимать какие-либо законодательные решения. Работать они не будут. Люди как сидели в «тени», так и будут сидеть».
Ну а если говорить не совсем серьезно, в качестве альтернативы можно отказаться от преподавания подрастающему поколению простейших правил умножения. Как остроумно заметил неизвестный автор афоризма на сегодняшнюю тему: «К теневой экономике нас приучали ещё со школы, когда говорили: «один пишем, два в уме!».
Фото: kavalerovsky.ru
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru