Без розовых очков

реклама

Сделал глава минфина свой доклад в предельно бескомпромиссной манере: «Произошли экстраординарные события и нельзя делать вид, что все идет по-старому. Нельзя закрывать глаза и говорить себе, что все скоро вернется на круги своя, стоит только немного подождать. Не вернется. Произошли структурные изменения в мировой экономике, и на это Россия также должна отвечать структурными изменениями и адаптацией к новой реальности».

Реальность же, в изложении министра финансов, такова. По итогам текущего года объем доходов федерального бюджета сократится на 1,3 триллиона рублей, в то время как расходы увеличатся более чем на 11 процентов (то есть на величину фактической инфляции). Дефицит составит 3 процента ВВП. Его придется покрывать из средств Резервного фонда. На начало года в нем было накоплено 5 триллионов рублей, а к концу останется менее половины – 2.3 триллиона.

Причины столь тревожных тенденций лежат, что называется, на поверхности. Это снижение цен на углеводороды и девальвация национальной валюты. Но есть и глубинные факторы, препятствующие динамичному развитию отечественной экономике. Возьмем, к примеру, конечное потребление товаров и услуг, включающее в себя расходы домохозяйств и государственные закупки. За последние шесть лет его доля в общем объеме ВВП выросла с 66 до 73 процентов. В то же время валовое накопление, использующееся для инвестиций в развитие производства, не превышало 18 процентов, что вдвое меньше минимально необходимого уровня. Сравните с Китаем, где в структуре внутреннего спроса на эти цели выделяются 49,3 процента ВВП.

Аналогичная ситуация с ростом заработной платы, вдвое опережающим темпы увеличения производительности труда. Этот дисбаланс, по мнению Антона Силуанова, как раз и «съедает» прибыль российских предприятий, существенно снижая их инвестиционный потенциал. Посетовал министр финансов и на увеличение доли государственного сектора экономики, эффективность которого, по его словам, оставляет желать лучшего. И в строку добавил, что «единственным возможным каналом экономического роста являются частные инвестиции».

Кстати, и вице-премьер Игорь Шувалов считает частную инициативу одним из главных инструментов повышения экономической безопасности страны. Его надежды связаны, в первую очередь, с малым и средним бизнесом. Сейчас в нем занято 25 процентов трудоспособного населения страны, а надо бы в два раза больше. Правда, предложить легче, чем сделать. Да, с 1 января будущего года вступит в силу закон, запрещающий на ближайшее трехлетие плановые проверки малого бизнеса. Вот только кредитные ставки для предпринимателей по-прежнему остаются неподъемными, да и сфера государственных, региональных и муниципальных закупок настолько монополизирована, что бизнес-новобранцам туда путь заказан.

Ну а пока частные инвестиции недоступны, как журавль в небе, правительство сосредоточилась на синицах, до которых рукой подать. Первыми под раздачу чуть было не попали нефтяники. Минфин настойчиво предлагал изменить существующую формулу расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), заменив в ней актуальную цену нефти на фиксированную (причем по среднему курсу рубля к доллару за 2014 год). Благодаря этой математической манипуляции необлагаемая часть стоимости «черного золота» стала бы меньше, а доходы федерального бюджета – значительно больше. В 2016 году правительственные финансисты рассчитывали дополнительно получить 609 миллиардов рублей, а в 2017-и и 2018-м – по триллиону.

Так бы, наверное, и случилось, если бы руководители ведущих нефтедобывающих компаний не пригрозили заморозкой работ по освоению новых перспективных месторождений. И правительство поспешило дать отбой. Хотя и не окончательно. Теперь в министерстве экономического развития подумывают о повышение НДПИ уже для металлургов. Впрочем, по степени влияния на принятие правительственных решений тамошнее лобби вряд ли уступит нефтяному.

Ну а отдуваться, как всегда, придется рядовым гражданам. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить последние новости экономической хроники. Газета «Ведомости», со ссылкой на правительственные источники, сообщила в среду о продлении заморозки пенсионных накоплений россиян на 2016 год. Ранее о том же предупредил бывший министр финансов Алексей Кудрин. В свете предложения его сменщика Алексея Силуанова об урезании бюджетных расходов на 650 миллиардов рублей в это трудно не поверить. Продление моратория на пенсионные накопления разом добавит в государственную казну 300 миллиардов – почти половину искомой суммы.

Вообще-то, «обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» изначально вменялось в обязанность другому фонду – национального благосостояния (ФНП). Так, по крайней мере, записано в его учредительных документах. По состоянию на 1 сентября текущего года на счетах ФНП было аккумулировано 4,9 триллиона рублей. Но о возможности использовать эти средства на решение социально значимых задач, с которыми не справляется бюджет, что-то пока не слышно. А вот о необходимости индексации социальных выплат на величину фиксированной инфляции, которая в 2016 году будет более чем в два раза ниже реальной, продолжают твердить с упорством, достойным лучшего применения.

Фото: www.iochki.ru

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru