Поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и развития является одной из приоритетных задач образовательной сферы Волжского. Она включает обеспечение качественного дошкольного, общего и среднего образования, как в коррекционных классах или группах компенсирующей направленности, так и в условиях инклюзивного обучения.
Про пандусы и информационные терминалы
С 2014 года 19 школ Волжского стали участниками государственной программы «Доступная среда» и муниципальной программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения». В образовательных учреждениях проведены работы по устройству пандусов, поручней, расширению дверных проёмов, переоборудованию санитарно-гигиенических помещений. Приобретены лестничные подъемники и информационные средства – специальные знаки и терминалы.
С 2016 года в федеральный проект «Доступная среда» включились Дворец творчества детей и молодежи и 5 детских садов Волжского. В результате в дошкольных учреждениях были открыты 5 групп для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и проведены мероприятия по созданию условий для образования детей-инвалидов.
В частности, установлены входные пандусы, расширены тамбур, дверные проемы в коридорах, кабинетах медиков и специалистов, в физкультурном зале. Произведена установка поручней на лестнице. Специально оборудованы санитарно-гигиенические помещения с учетом ограниченных возможностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Приобретены кресла — коляски, ходунки и другие средства реабилитации. Таким образом, теперь воспитанники с ОВЗ имеют свободный доступ к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
— Эти мероприятия позволили сформировать в нашем городе сеть образовательных учреждений, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Требования по обеспечению доступности учитываются при строительстве новых школ и детских садов, — прокомментировала заместитель начальника управления образования г. Волжского Елена Овчаренко. – Также в образовательной сфере города представлена система ранней помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
Тьютор в помощь школьнику
Сегодня в 52 дошкольных образовательных учреждениях города функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы. Они разрабатывают индивидуальные маршруты и осуществляют сопровождение воспитанников с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей. Также во многих детских садах работают логопункты. Они осуществляют раннюю логопедическую помощь и службы ранней поддержки для детей-инвалидов в возрасте от 0 до 7 лет, которые не посещают дошкольные учреждения по состоянию здоровья. К тому же, осуществляется оказание психолого-педагогической, логопедической, методической помощи всем родителям, дети которых не посещают детские сады.
Масштабная работа по созданию доступной среды ведется и в волжских школах. На официальных сайтах образовательных учреждений предусмотрено наличие альтернативных текстовых версий для слабовидящих. Также здесь используют практику индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. Их обучение организовано как в отдельных классах, так и совместно с другими обучающимися в рамках инклюзии.
Например, в школах № 3 и 20 организованы классы для детей с задержкой психического развития, в школе №17 – для учеников с нарушением зрения. Образовательный процесс для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата организован на базе школы № 6 и областного реабилитационного центра «Надежда». А школа № 14 «Зеленый шум» является базовой площадкой для дистанционного обучения детей-инвалидов и оказанию поддержки их родителям в рамках регионального проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
Этот проект позволил организовать обучение 15 детей-инвалидов, среди которых ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, соматическими заболеваниями. А в школе № 9 уже пять лет действует ресурсный класс для 6 детей-инвалидов с расстройством аутистического спектра. Подобные классы функционируют еще в пяти школах Волжского. Каждого обучающегося в период образовательного процесса сопровождает тьютор. 14 педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений прошли курсы повышения квалификации по тьюторскому сопровождению.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Общество равных возможностей»
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru