…Спасибо волжскому краеведу и члену Клуба первостроителей Тамаре Афанасьевне Башлыковой за то, что подняла эту тему. И, кстати, уже не в первый раз. В далеком 1968 году первый в городе научный сотрудник только что открывшегося краеведческого музея Тамара Башлыкова начала свою деятельность как раз с фотовыставки Федора Шевченко и уже тогда поняла, какими бесценными фотодокументами обладает молодой город.
Она считает – и справедливо! — что волжанам необычайно повезло с Федором Шевченко. В своей книге «Волжскому-50» краевед посвятила фотокору один из разделов. Как и всегда в таких случаях, хотелось бы больше сведений, но и те, что собраны в книге буквально по крупицам, дорогого стоят.
И впрямь не у каждого города есть такой летописец, который практически в одиночку создал в снимках историю города. Уникальный, можно сказать, случай! Обидно только, что к такой драгоценности, как фотолетопись города, в большинстве своем мы относимся как к обычному факту, будто она сама собою родилась и с неба нам свалилась: пользуйтесь!
Не помним имени человека, который ее сотворил, не знаем о многолетних усилиях, муках творчества и преданности, положенных фотографом на алтарь любимого дела. А ведь это и есть жизнь Федора Шевченко.
Где эта улица, где этот дом?
На очередной встрече со своими друзьями-ветеранами Тамара Башлыкова предложила от имени Клуба первостроителей выдвинуть кандидатуру Федора Шевченко на присвоение звания «Почетный гражданин города Волжского». Первостроители единодушно поддержали. Далее нужны были дополнительные материалы, встречи с людьми, которые знали Федора Шевченко. К исследовательской работе подключилась и редакция «Волжской правды».
Прежде всего, хотелось разыскать родственников Федора Шевченко. И это само по себе оказалось делом интересным и привлекло к личности фотомастера внимание многих волжан.
По поручению Клуба первостроителей на поиски бывшего дома Федора Яковлевича отправились Нина Петровна Полякова и Геннадий Васильевич Смольняков. Когда-то волжский писатель Александр Рогозин упоминал, что сидел за одной партой с дочерью Шевченко. А так как в детстве он жил в поселке Рабочем, то, скорее всего, и семья Шевченко проживала там же.
Поэтому первостроители вначале направились в школу №3, расположенную на территории поселка. Но там посоветовали ветеранам обратиться в полицию, оттуда послали в загс и так далее по инстанциям. С огромным трудом, но адрес все же добыли: поселок Рабочий, улица Ахтубинская, дом 28.
И что ж вы думаете: стоит дом, который строил когда-то Федор Яковлевич, целехонький! Подремонтированный, конечно, но все равно радостно. Вот только никто из родных Шевченко в нем больше не проживает. Когда дочь Федора Шевченко умерла (новые хозяева называли ее тетей Валей), то дом продали.
Неужели никто из родственников в Волжском больше не проживает? Недавно в Центре истории культуры города Волжского праздновали юбилей народного мастера Валентины Владимировны Шевченко. А вдруг?! Но нет, руководитель Центра Татьяна Гаврилова выяснила, что эта Валентина Шевченко никем не приходится Федору Яковлевичу.
Редакции предстоял еще один важный поиск – уникальной фотографии, которая отношения к строительству города не имеет, но это ни в коем разе не умаляет ее значения для всей, можно сказать, планеты.
Ты же выжил, солдат!
Эта фотография тронула миллионы сердец без всякого преувеличения. Почему? Об этом наш рассказ.
1967 год. Мамаев курган. Федор Шевченко часто здесь бывал, ведь мемориал строили бригады «Волгоградгидростроя» — преемника легендарного «Сталинградгидростроя». Шли последние приготовления к открытию историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. Федор Яковлевич приехал заранее, чтобы выбрать место съемки, оценить освещение, найти лучший ракурс – он всегда так поступал перед каждым важным событием, даже если надо было встать в четыре утра. Так было перед закладкой первого бетона в котлован ГЭС. В тот день вообще, кажется, не спал.
И вдруг на Мамаевом кургане он увидел человека без ноги, опирающегося на костыли. Как же трудно ему, инвалиду, стоять так долго под палящим волгоградским солнцем! Но он стоял неподвижно, как в почетном карауле, глядя на Родину-мать. Бывший защитник Сталинграда пришел на встречу со своими погибшими товарищами и не скрывал скупых слез. Федор Шевченко сфотографировал его со спины. Он это сделал специально. Человек на снимке благодаря такому ракурсу стал олицетворять всех, кто выжил и победил. Он стал символом мужества. Воином, который хорошо выполнил свою трудную ратную работу. Надежный, неподкупный, родной.
Как этот снимок попал в зарубежную прессу, неизвестно. Быть может, его увидел кто-то из членов приезжей делегации? Попросил фотографа взять его на память?
А через какое-то время Федор Шевченко, как говорится в таких случаях, проснулся знаменитым. Его фотоснимок был опубликован в одной из зарубежных газет и пошел потом гулять по миру. Война закончилась немногим более 20 лет тому назад, душевные раны еще не зарубцевались, поэтому так сердечно принимали фотографию люди разных национальностей в разных странах.
Автору этих строк рассказал об истории легендарного фото редактор первой в городе газеты «Стройка коммунизма» Алексей Брыкин. Это было давно, Алексея Павловича уже нет в живых, и не у кого расспросить о подробностях. В любом случае, это очень похоже на правду.
…Стали искать фото в Интернете. Пересмотрели десятки сайтов с фотографиями Мамаева кургана и снимками фотохроники Великой Отечественной войны. После нескольких часов поисков нашли тот самый черно-белый снимок и представляем его на суд наших читателей. Потом на Мамаевом кургане много раз снимали ветеранов, но все равно Федор Шевченко был и остался неповторимым по силе воздействия на зрителей.
Не случайно таким пронзительным снимок получился именно у него. Во время Великой Отечественной войны Федор Яковлевич служил в Тихоокеанском флоте, в Порт-Артуре. Как вы думаете, кем он был? Военным фотокором! И кто знает, быть может, среди известных ныне фотографий советско-японской войны есть и его снимки. Многие из своих работ фотокоры не подписывали. Так отсутствуют имена авторов на древних иконах по принципу: не важно, кто исполнил, важно, что изображено.
А вот в памяти Тамары Афанасьевны отложилась другая фотография Федора Шевченко: более пожилой ветеран около скульптуры «Скорбь матери». Какая из них отправилась за рубеж? Подискутировав, мы все же остановились на первой. Она по художественному воплощению куда сильнее, что соответствует профессиональному мастерству ее автора.
Какой вы, Федор Шевченко?
С виду был обычный человек, ничего примечательного. Невысокого роста, плотный, шумоватый, неугомонный. По-настоящему раскрывался только во время работы.
Есть фото, где по канатной дороге идет человек. Вопрос: с какого «спутника» нужно было фотографировать, чтобы это запечатлеть, с какой верхотуры? Ответ может быть только один. Фотограф залез на одну из двух металлических опор высотой с 35-этажный дом!
На стройке Сталинградской ГЭС и города были и другие фотографы. К примеру, Евгений Сиваков, Виктор Басанцев, Петр Керсиков. Но, как вспоминает первостроитель Марк Петрович Калиниченко, «звание» официального фотографа было закреплено за Федором Яковлевичем. И не только потому, что числился в штате «Сталинградгидростроя» и подчинялся непосредственно главному инженеру стройки. Просто по количеству фотографий, их качеству и значимости за Федором Шевченко было не угнаться.
…Старый колодец села Безродного, изыскатели на месте будущей ГЭС, палаточный городок молодых строителей, затопление котлована и перекрытие Волги, пуск ГЭС, первая волжская шина и еще тысячи фотографий – их показывают сейчас в волжских школах на классных часах по истории родного края.
Было в Федоре Шевченко ярко выраженное внутреннее горение души, страсть к профессии – это знали все на стройке. Он наслаждался своей профессией. Тамара Башлыкова рассказала, как в день 20-й годовщины победы в Сталинградской битве был зажжен факел от искры Волжской ГЭС. Этот факел спортсмены, ветераны, гости, передавая как эстафету пронесли по всему Волгограду к площади Павших борцов. Боясь упустить хоть какой-то важный момент этой церемонии, Федор Шевченко бежал рядом с факельным шествием.
Несшие факел менялись, а Федору Яковлевичу некому было передать «эстафету». Так и пробежал через весь город. Зато кадры получились, как и всегда, уникальные.
Уже 30 лет, как нет с нами Федора Яковлевича Шевченко. Но его любовь к жизни, энергия и особое видение мира сохранились в его снимках. Он в них по-прежнему живой и счастливый, потому что понимал: на его время пришлись великие деяния. И он оставил в своих фотоработах ощущение прекрасного будущего нам – своим потомкам.
Уважаемые читатели, если у вас есть неизвестные факты из жизни Федора Шевченко, поправки или уточнения к найденному материалу, пожалуйста, пишите в редакцию (vlzpravda@mail.ru). Мы обязательно передадим ваши письма в Клуб первостроителей, который будет вам благодарен!
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru