Геринг брал языков, Манштейн добыл танк: как однофамильцы вождей Рейха били фашистов

реклама

Мы уже писали о героическом однофамильце германского фюрера – пулеметчике Семене Гитлере. Этот советский солдат пал смертью храбрых в боях за Севастополь. Но не ему одному судьба подбросила сюрприз в виде фамилии, один в один совпадающей с фамилиями главарей Третьего рейха. В Красной армии было много таких солдат и офицеров, их жизненные истории заслуживают отдельного рассказа.

Красный авиатор Борман

Как известно, одной из ключевых фигур в окружении вождя нацистской Германии Адольфа Гитлера был Мартин Борман. Личный секретарь фюрера, рейхсминистр по делам партии, очень влиятельный и неглупый.

О гибели этого персонажа известно лишь со слов лидера движения «Гитлерюгенд» Артура Аксмана. По его словам, в ночь с 1 на 2 мая 1945 года Борман предпринял попытку побега из окружённого советскими войсками Берлина, но якобы был убит. Тело так и не нашли.

18 октября 1945 года отыскать его было поручено английскому майору Ричарду Хортину, но и эта попытка оказалась неудачной. Много лет спустя, в декабре 1972 года, недалеко от указанного Аксманом места гибели были найдены два очень похожие по антропометрии скелета. Генетическую экспертизу провели в 1996 году, но и она не смогла окончательно закрыть вопрос, так как костный материал оказался в слишком плохом состоянии.

         А по другую сторону фронта во время войны героически воевал однофамилец личного секретаря Гитлера. Тоже этнический немец и тоже на немалом посту. Генерал-майор Александр Борман в годы Великой Отечественной стал известен как один из творчески мыслящих советских авиационных командиров.

Александр Борман, источник wikipedia.org

         В армию молодой человек поступил в возрасте 19 лет в 1921 году и первое время доставлял почту. Спустя два года Александр Владимирович окончил Военно-теоретическую школу авиации в Егорьевске, затем — школу воздушного боя.

         В 1930 году Александр Борман командовал авиационной эскадрильей Морских сил Чёрного моря и эскадрильей дальней разведки. Начало Великой Отечественной он встретил уже во главе 19-й авиационной дивизии Киевского Особого военного округа, который принял на себя особенно тяжёлый удар в первые месяцы войны.

Впоследствии Борман командовал 40-й армией ВВС на Юго-Западном фронте, а также многочисленными авиадивизиями. Именно Александру Владимировичу принадлежит идея отказаться от групповых вылетов истребительной авиации и перейти к парным вылетам.

Под началом Александра Бормана сражались такие прославленные асы, как будущий маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, братья Борис и Дмитрий Глинка, Григорий Речкалов и многие другие. Сложно сказать, как относились к фамилии своего командира военные лётчики в годы войны. Непререкаемый авторитет Александра Бормана и его высокое положение в армии вряд ли располагали к шуткам на этот счет. Хотя, одна легенда все же есть. Когда Борману вручали очередную награду, кто-то из соратников пошутил: фамилию, мол, сменить не хочешь? На что Александр Владимирович спокойно, и совершенно серьезно ответил: «Нет, я её ничем не запятнал».

 В отставку прославленный генерал вышел в 1956 году, а умер в 1982-м в возрасте 80 лет.

А Василий Паулюс не сдался

         Будущий фронтовой разведчик Николай Геринг ушёл на фронт в 1942 году из Астрахани, где, согласно переписи, проживали более пяти тысяч немцев. Было ему всего 18 лет. Прославился он как специалист по взятию вражеских языков. За свои подвиги в тылу врага гвардии сержант Николай Геринг был удостоен ордена Красной Звезды и орденов Славы двух степеней.

Один из наградных листов с именем Геринга

         В общей сложности в СССР на начало Великой Отечественной войны числилось до 1,5 миллиона этнических немцев. Так что совпадений было не избежать. А больше всего однофамильцев в РККА оказалось у шефа гестапо Генриха Мюллера. Их было 71! Борманов было 45, Герингов 34, а Гессов 18.

Служили в РККА и однофамильцы тех фашистских военачальников, кто непосредственно участвовал во вторжении в СССР. Как известно, одним из авторов плана «Барбаросса» был Фридрих Паулюс, взятый в плен под Сталинградом. Одновременно по другую линию фронта освобождал мир от фашизма Василий Иосифович Паулюс, 1919 года рождения. К сожалению, отважный боец погиб во время освобождения Чехословакии уже после номинального окончания войны, 11 мая 1945 года.

Известно также о капитане Юрии Манштейне, однофамильце того самого фельдмаршала Эриха фон Манштейна, тоже идеолога блицкрига, который не смог освободить 6 армию Паулюса из Сталинградского котла. Советский герой из семьи этнических немцев прошел две войны – финскую, и Великую Отечественную, пять раз был ранен (три из них – тяжело), удостоен многих орденов и медалей.

Юрий Манштейн
Из наградного листа советского Манштейна

Кстати, именно группа Юрия Манштейна вытащила с поля боя первый немецкий танк «Тигр», застрявший в болоте. Это дало возможность советским специалистам изучить слабые места машины.

Подводным флотом Третьего рейха командовал гросс-адмирал Карл Дениц. По воле Адольфа Гитлера 30 апреля 1945 года он был назначен новым рейхспрезидентом и верховным главнокомандующим. Но уже 7 мая была подписана капитуляция, правительство Деница упразднено. Отсидев 10 лет, он поселился в деревушке на северо-западе Германии, стал ярым католиком, зачастил в церковь, получал неплохую пенсию от правительства ФРГ. Умер Карл Дениц зимой 1980 года.

Советский однофамилец адмирала Моисей Вольфович Дениц сражался на 4-м Украинском фронте в должности старшины гаубичного артполка. За героизм, проявленный во время войны, советский воин был награждён медалью «За боевые заслуги».

В свою очередь, наступлением на Москву в 1941 году руководил командующий армией «Центр» Федор фон Бок. А по другую сторону фронта воевал рядовой 53-й стрелковой дивизии Ефим Рувимович Бок, погибший 29 ноября 1943 года.

Вместо послесловия

         Многие немцы храбро воевали с фашистами, хоть и имели с ними общие этнические корни. Тут показателен пример защитников Брестской крепости. Одним из её героев был призванный из Поволжья Вячеслав Мейер. Он возглавлял оборону одного из отсеков твердыни, не теряя при этом самообладания и стараясь шутить. Оставшиеся в живых защитники крепости рассказывали об одной из выдумок Мейера. Когда вражеский самолёт разбросал листовки с призывом к капитуляции, он собрал их и наклеил на захваченного в плен германского ефрейтора, при этом нарисовав на них голову свиньи с усиками Гитлера, и по-немецки размашисто вывел: «Не бывать фашистской свинье в нашем советском огороде».

В Брестской крепости также сражались командир 125-го стрелкового полка майор Дулькейт, рядовые Кроль, Кюнг, Киллинг, Миллер, военврач Вебер. Так что патриотизм был присущ разным сынам Отечества, и окончания фамилий на него никак не влияли.

Николай Варавин,

полковник милиции

в отставке, историк,

ветеран МВД РФ

и боевых действий

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь