Готовимся к чемпионату мира

реклама

Сужу по последнему заявлению генподрядчиков, которым российское правительство доверило строительство стадионов для всепланетарного футбольного форума.

Изначально суммарная стоимость семи новых арен оценивалась в 98 миллиардов рублей. В качестве ориентира использовалась «Казань-арена», возведенная к Универсиаде-2013 и обошедшаяся в 15,2 миллиарда. Правда, в столице Татарстана стадион возводился на деньги частных инвесторов. А вот семь его аналогов в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске будут финансироваться на бюджетные деньги. А это, как мы уже научены, две большие разницы.

Не дожидаясь завершения государственной экспертизы проектов, генподрядчики спешат оспорить установленную сметную стоимость стадионов. В сторону увеличения, естественно. Почин сделал Вадим Гуринов – директор акционерного общества «Стройтрансгаз», входящего в группу компаний известного бизнесмена Геннадия Тимченко. В письме, направленном министру порта Виталию Мутко, он недвусмысленно дал понять, что каждый из стадионов в Волгограде и Нижнем Новгороде обойдется казне как минимум на семь миллиардов рублей дороже, чем планировалось. И это еще по минимуму.

Аналогичная калькуляция получилась и в фирме «Крокус интернешнл», которая входит в группу компаний другого отечественного олигарха – Араса Агаларова. Она должна построить стадионы в Калининграде и Ростове-на-Дону, стоимость которых генподрядчик уже сейчас оценивает на треть дороже, чем первоначально заявляли правительственные чиновники. И то ли еще будет.

Уж с чем с чем, а с рекордными ценами различных инфраструктурных проектов у нас в стране все в порядке. Очередное тому подтверждение – широковещательное заявление заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Александра Медведева о том, что контракт на поставку отечественного голубого топлива заслуживает занесения в Книгу рекордов Гиннесса. Еще бы – первоначальная сумма контракта составила кругленькую сумму в 400 миллиардов долларов! Даже за вычетом 77 миллиардов, необходимых для освоения Чаяндинского месторождения в Якутии и строительства газопровода «Сила Сибири», впечатляет. Лишь бы к 2018 году, на который намечены первые поставки (еще одна футбольная параллель), первоначальная стоимость этой доллароносной инфраструктуры не увеличилась, по отечественной традиции, не на проценты, а в разы.

Как это уже произошло, например, с проектом моста через Керченский пролив в Крым. Первоначальная его стоимость оценивалась правительственными экспертами от силы в 80 миллиардов рублей. Но не прошло и трех месяцев, как в средствах массовой информации замелькали совсем другие цифры. По мнению председателя правления госкомпании «Автодор» Сергея Кельбаха, реальная стоимость грандиозного проекта может составить от 283 до 349 миллиардов рублей. А раз так, то появится весомый повод еще раз вспомнить о Книге рекордов Гиннесса. Ведь это будет самый дорогой мост в мире – на пару миллиардов долларов дороже, чем нынешний рекордсмен, возведенный на японских островах.

А впереди – еще более масштабные «стройки века», которые на днях проанонсировал вице-премьер Аркадий Дворкович. Речь, в первую очередь, об освоении нефтяных месторождений в Восточной Сибири, в которые в течение ближайших двадцати лет планируется вложить 1 триллион долларов. Окупить эти головокружительные инвестиции (равные половине годового ВВП России) правительство надеется за счет прорыва на азиатские энергетические рынки, в первую очередь – китайский.

Но и это еще далеко не все. Не менее масштабно, но куда более проблемно выглядят правительственные планы по освоению природных богатств Арктики, а если конкретно – по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе. Насчет тамошних рекордных запасов нефти и особенно газа сомнений не возникает. Главная проблема – в цене вопроса. По словам того же Дворковича, только геологоразведочное обеспечение проекта потребует 3,5 триллиона рублей. Еще 6,5 триллиона в национальной валюте необходимо вложить в судовое обеспечение. А уж о стоимости самой добычи и транспортировки лучше даже не заикаться.

Найти бы еще, где взять все эти средства. На прежние объемы внешних заимствований в нынешних международных обстоятельствах рассчитывать уже вряд ли приходится. Повышение Центробанком ставки рефинансирования до 7,5 процента годовых подрывает и без того невеликие источники кредитования за счет внутренних финансовых ресурсов. Остается разве что Фонд национального благосостояния.

Согласно новым правилам использования средств ФНБ, в инфраструктурные проекты разрешено отныне вкладывать до 40 процентов накопленных в нем сбережений. Еще по десять процентов получат на свои нужды Российский фонд прямых инвестиций и «Росатом». Суммарно это 1,8 триллиона рублей.

Вычтите 22,5 процента (655 миллиардов рублей в денежном выражении), которые ранее уже были переданы правительством в распоряжение «Внешэкономбанка», и от благосостояния, предназначенного, по исконному замыслу, для будущих поколений, останется всего ничего. Прямо в противовес известной русской поговорке, утверждающей, что в доме не пусто, пока в мошне густо.

Фото bigpicture.ru

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru