Гражданский долг и сервелат: как проходили выборы в Заволжье 70 лет назад

реклама

«Кандидатов обсуждать мы на собранье начали…». В советские времена среди населения гуляла такая предвыборная частушка. Ведь в молодом социалистическом государстве, как, впрочем, и значительно позже, всеобщие выборы проводились с завидной регулярностью. Об этой традиции «Волжской правде» рассказала старший научный сотрудник городского историко-краеведческого музея Екатерина Лоскутова.

Посмотреть на заезжих гастролеров

По Конституции 1918 года не повезло монахам и прочим духовным служителям, лицам, живущим на нетрудовые доходы, применяющим труд наёмных работников с целью извлечения прибыли, бывшим агентам полиции, умалишённым и некоторым прочим категориям граждан. Они лишались права голоса и не могли быть избранными. Впоследствии в 1936 году этих «невезучих» товарищей сократили до умалишённых и «лиц, осуждённых судом с лишением избирательных прав».

В советские времена поход на участки должен был вызывать у граждан положительные эмоции, и от властей требовалось создать праздничную атмосферу. Особой альтернативы выбора не было — в бюллетене значилась обычно фамилия только одного (!) кандидата, которого представляла сама партия. Поэтому народ привлекали к урнам разными способами. И в СССР удавалось обеспечивать практически стопроцентную явку!

В послевоенные годы на нашем левом берегу население было исключительно сельским, поскольку возведение посёлка строителей ГЭС, а впоследствии – и нашего города, началось в 1951 году. Поэтому проведение избирательных кампаний, действительно, было своего рода праздником для местных жителей.

Первые выборы в поселке Волжский, февраль 1953 г.

Иногда, районные отделы культпросвета даже сетовали на то, что, что «в последнем квартале 1950 года вся работа сельских культурно-просветительных учреждений была поставлена на обслуживание избирательной кампании по выборам в местные Советы депутатов трудящихся и подготовке к проведению выборов в Верховный Совет РСФСР…»  А сама деятельность работников в сельских клубах, избах- читальнях, библиотеках сводилась к тому, что они подробно рассказывали электорату об общественной и производственной деятельности будущих депутатов, проводили вечера встреч с кандидатами.

По своему размаху предвыборные кампании на селе могли соперничать лишь с посевными. Они также в обязательном порядке культурно обслуживались кинопередвижками, библиотеками, концертами самодеятельности.

Мероприятия на агитпунктах и избирательных участках ложилась на плечи местных властей. Так, в преддверии первых послевоенных выборов в Верховный Совет СССР в 1946 году, сельсоветы Заволжья должны были организовать «художественное обслуживание избирателей».

Транспорт- сани или грузовики- красочно оформляли лозунгами и портретами вождей, а сами агитбригады снабжали кинопередвижкой, баяном или гармонями, патефоном с набором пластинок или струнным ансамблем, мобильной библиотекой. Таким образом, в сельскую местность отправлялся целый культурный «десант». Разумеется, при такой обширной культурной программе жители сёл и деревень с удовольствием шли на выборы, чтобы посмотреть на заезжих гастролёров.

Рядом с урнами дежурили пионеры

 Выборы без права выбора

 В архивах есть уникальные документы, которые рассказывают о том, как проходило голосование в Заволжье в 1947 году. Причем, в том году, безродненцы голосовали два раза.

На 9 февраля были намечены выборы в Верховный Совет РСФСР. На официальных собраниях люди, в основном, высказывались за выборы, официально поддерживая политику партии и её руководителей. Но фактически население рассматривало голосование как формальность. Всем и так было понятно, что кандидаты, указанные в избирательных бюллетенях, пройдут в Верховный Совет.

Многие считали, что государство напрасно тратит средства на выборы, и говорили между собой: «всё равно по-нашему не будет», «выбирают-то они хорошо, а хлеба в колхозах не дают», «чем устраивать выборы, лучше бы народ накормили», «вместо того, чтобы с голодом бороться, они (власти) выборы устраивают». Также вокруг выборов ходили разные слухи. Например, тех избирателей, которые по спискам значились как нигде наработавшие, будут насильно отправлять в колхозы, страдавшие от нехватки рабочей силы.

Предвыборная листовка кандидата

Так или иначе, но 4 января 1947 года на общем собрании колхозников «Пролетария» Верхнеахтубинского сельсовета были «выдвинуты» свои кандидаты. Кандидат №1  по Ленинскому избирательному округу № 562 — тов. Сталин И.В. Вторая кандидатура – «тов. Поляков Алексей Михайлович, 1897 г.р.», проживавший в Сталинграде и работавший первым заместителем председателя областного Исполнительного Комитета Депутатов трудящихся.

Полякова выдвинула «инициативная» группа сельхозартелей им. Кирова (Верхнеахтубинский сельсовет), им. Молотова (Среднеахтубинский район), рабочих механического завода Ленинского района и судоремонтного завода Краснослободского района. Счетовод колхоза «Пролетарий» Павел Никитович Орлов, проживавший в Верхней Ахтубе, выступив на собрании, сказал: «Я поддерживаю инициативу колхозников имени Кирова, которые выдвинули кандидатуру товарища Полякова Алексея Михайловича в депутаты Верховного Совета РСФСР, и призываю всех колхозников последовать моему примеру».

В документах сельсоветов остались записи и о подготовке к этим выборам: «По избирательным участкам кабины оборудованы, лампы, чернила и ручки есть, керосин имеется, топливо подвезено, детская комната оборудована, подводы для подвоза избирателей из отдалённых бригад организованы, охрана организована. Но необходимо вести агитационную работу, улучшить работу агитаторов, особенно в колхозе «Пролетарий», посёлках Киляковка, Осадная Балка».

Такие плакаты вешали в домах культуры и сельсоветах

Ну а спустя несколько месяцев в конце того же 1947 года жители Верхней Ахтубы голосовали за местную власть. 21 декабря состоялись выборы в Советы депутатов трудящихся. В результате в состав Среднеахтубинского райсовета было избрано 25 депутатов. Из них -12 человек — участники войны, а 18 — награждены орденами и медалями.

Концерт для избирателей

С приездом строителей ГЭС народу в Среднеахтубинском районе значительно прибавилось, следовательно, и избирателей. Причём, граждане выбирали не только депутатов, но и народных судей. Последних — «на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

На выборы жители молодого города шли целыми семьями. Лозунги и портреты вождей на избирательных участках советского времени — обычное явление. На одной из сохранившихся в архивах фотографий можно увидеть разукрашенное к выборам здание волжской школы № 1, которая тогда находилась на ул. Комсомольской, 22. Сейчас в том здании размещаются мировые судьи.

Выборы в Верховный Совет СССР. Избирательный участок в школе №1.

В советское время к участию в выборах активно привлекали и школьников. Голосовать в силу возраста они ещё не могли. Нарядные мальчики и девочки, стоя возле урн, помогали людям, особенно пожилым, осуществить свой гражданский долг и бросить бюллетень. А заодно подсказать маршрут передвижения по участку, например, объяснить, где находится заветный буфет или столовая. Они были визитной карточкой каждых советских выборов.

К сожалению, в музейных фондах и даже в Интернете нет снимков, как выглядели буфеты на избирательных участках в 1950-е годы. Разумеется, нигде не афишировалось, что в день выборов в буфет привезут разные деликатесы. А зачем? Ведь граждане шли на выборы выполнять свой гражданский долг, а не за сервелатом…

А это несколько заметок, чтобы оживить картину волжских выборов 70-летней давности:

«Концерт для избирателей

В дни подготовки к выборам в Верховный Совет СССР коллективы художественной самодеятельности клуба Сталинградгидростроя приняли активное участие в обслуживании строителей. На избирательных участках и посёлках строителей за это время дано 26 концертов, — в посёлках № 5 и №2, на ЦРМЗ, на избирательном участке в школе квартала «Г», в Верхне-Ахтубинской школе и др. Для этих концертов были подобраны специальные программы.

Активное участие в обслуживании избирателей принимает коллектив духового оркестра под руководством К.А.Скоробогатько.

                                                                                                                                  Л.Канонирова,

                                       председатель культкомиссии объединённого постройкома».

                                                      «Стройка коммунизма», № 19, 10 марта 1954 года.

«В Деревянном городке нет культурного очага.

Наступила весна. На улице становится всё теплее и теплее. Трудно усидеть в комнате вечером после работы. Тянет на улицу, а выйдешь и не знаешь, куда деваться. В Деревянном городке нет ни кино, ни танцевальной площадки, закрыт красный уголок.

Во время подготовки к выборам в Верховный Совет СССР работал агитпункт. Молодые строители и все жители Деревянного городка бывали в нём, читали там журналы, газеты, слушали лекции и беседы, смотрели выступления коллективов художественной самодеятельности. Но выборы кончились – и кончилась вся культурно-воспитательная работа в Деревянном городке. Ездить по вечерам в клуб Каменного городка, чтобы посмотреть кино – почти не представляется возможным, так как обратно придётся идти пешком по нашим плохим дорогам, а с наступлением темноты автобусы не ходят…

                                                   «Стройка коммунизма», № 32, 24 апреля 1954 года.

Публикация подготовлена по материалам исследований старшего научного сотрудника Волжского историко-краеведческого музея Екатерины Лоскутовой

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru