Хрущевские бунты. Зачем милиции в 60-е дали наручники, резиновые палки и газ

реклама

Сегодня привычный образ сотрудника полиции «при исполнении» немыслим без различных спецсредств. Мы давно уже принимаем как обыденность и кобуру, и рацию, и дубинку с наручниками. Но ведь так было не всегда, и когда-то советский милиционер на улице был лишен всей этой силовой атрибутики. Как же, когда она появилась и, главное, почему?

Светлая голова при «кукурузнике»

В немалой степени произошло это благодаря министру внутренних дел РСФСР Вадиму Тикунову. Сегодня его имя как-то затерялось в тени других  прославленных руководителей советской милиции. А между тем это был весьма неординарный человек.

Вадим Степанович Тикунов

Из всех руководителей советской милиции Вадим Тикунов был чуть ли не единственным дипломированным юристом. В 1939 году он поступил в Алма-Атинский юридический институт, который успешно окончил в 1942-м. При этом Вадим Степанович уже тогда отличался на организаторском поприще. Шутка ли — в год окончания вуза он был избран секретарём Актюбинского обкома ЛКСМ Казахстана!

В марте 1944 года Тикунов переходит на работу в ЦК ВЛКСМ сначала инструктором, а затем руководителем группы Отдела пропаганды и агитации. Позже он работал в Эстонии, возглавлял горком и обком ВКП(б) во Владимире, а в 1952-м был переведен в аппарат ЦК КПСС, где со временем дослужился до должности заместителя заведующего Отделом административных органов. Эта структура курировала работу тогдашних «силовиков».

В 1959-1961 гг. Тикунов работает заместителем Председателя КГБ при Совете министров СССР. С этой должности он и был назначен Министром Внутренних дел РСФСР (с октября 1962 года название должности изменилось – министр охраны общественного порядка). Таким образом, новый 40-летний управленец имел за плечами, помимо профильного образования, богатый опыт комсомольской, партийной и административной работы на высоких должностях.

Вадим Тикунов возглавлял милицию РСФСР в трудное время – в 1960-66 годах. И пусть никого не вводит в заблуждение «республиканский» статус его должности. Дело в том, что союзного Министерства внутренних дел тогда вообще не существовало. Оно пало жертвой неуёмной реформаторской мании Никиты Хрущёва. В 1960 году он разогнал МВД СССР, оставив только министерства союзных республик. Это резкое сокращение милицейских штатов дороговато обошлось народу. «Хрущёвская оттепель» характеризуется резким повышением уголовно-бытовой преступности.

Хрущевская «оттепель» не только освободила политзаключенных, но и породила новую волну преступности

Но именно в эти годы расцвета самодурства Тикунов «продавил» много полезных для милиции решений. Многие из них будут позднее приписаны знаменитому Николаю Щёлокову – другу Леонида Брежнева, который сменит Вадима Степановича на посту руководителя советской милиции.

Так именно Тикунов, а не Щёлоков первым предложил отмечать День советской милиции, 10 ноября, как общесоюзный праздник (впервые это произошло в 1962-м). И бесплатный проезд в общественном транспорте по предъявлению милицейского удостоверения появился тоже при нём.

Кстати, Вадим Степанович лично участвовал в ряде знаковых расследований. К примеру, наводившего ужас на Москву маньяка Владимира Ионесяна, получившего из-за характера его преступлений кличку «Мосгаз», Тикунов допрашивал лично.

Протокол допроса «Мосгаза»

Полезный опыт от капиталистов

Тикунов первый, кто по-настоящему всерьез озаботился имиджем советского правоохранителя и активной пропагандой в кино. В сентябре 1962 года МВД обратилось к министру культуры СССР Фурцевой с просьбой активнее создавать художественные фильмы о работниках милиции и народных дружинниках. Картины, в которых большое внимание уделялось бы безопасности движения автотранспорта, борьбе с тунеядцами, расхитителями, хулиганами и так далее.

А 18 января 1964 года Тикунов обращается с письмом в адрес Совета Министров СССР, в котором ставит вопросы об острой необходимости оснащением милиции автотранспортом, радиостанциями и другой техникой. Он просит выделить для министерства дополнительно к фондам на этот год 1100 автомашин, 10 катеров, 11 тысяч комплектов авторезины, 2100 аккумуляторов, 1620 радиостанций, 770 магнитофонов и диктофонов, 100 усилителей и другую технику. Для этого его министерству необходимо дополнительно ассигновать 3,2 млн рублей.

Но наиболее важным событием для отечественной милиции стало появление новых служебных «аксессуаров» — резиновых дубинок и наручников. То есть всем привычных сегодня аксессуаров. У сталинских милиционеров ничего этого не было!

В 1962 году глава МООП РСФСР Вадим Тикунов написал докладную записку Хрущёву, где просил предоставить милиционерам право применять «резиновую палку» (тогда её называли именно так, ссылаясь на опыт стран соцлагеря, прежде всего ГДР). Кроме того, уже от западной полиции предлагалось взять на вооружение наручники и взрывпакеты со слезоточивым газом.

Народная полиция ГДР в действии

До этого советская пропаганда долгие годы утверждала, что дубинки нужны только капиталистам, чтобы рассеивать демонстрации трудящихся. А в СССР, мол, власть народная. Как же народ может сам себя «рассеивать»?

Но события начала 1960-х серьёзно подорвали эту установку коммунистической пропаганды. В 1961-1962 годах по СССР прокатывается целая волна народных возмущений и бунтов (в Муроме, Краснодаре, Новочеркасске и так далее). Все эти волнения были вызваны провальной политикой советского руководства. Бездумные реформы Хрущёва (в первую очередь в сфере экономики) привели к серьёзному снижению уровня жизни советских граждан. Как результат — начались стихийные акции протеста, которые приходилось подавлять уже даже не милицией, а армией.

Советский милиционер в бронежилете

Но советским вождям было очевидно, что лучше всё же до «войсковых операций» дело не доводить. Этот вариант надо оставить на самый крайний случай. Предпочтительнее гасить зачатки мятежа силами милиции. И вот тут вспомнили о пресловутых «капиталистических дубинках».

И вот скрепя сердцем на собственную многолетнюю пропаганду советские и партийные руководители в 1962 году вводят в арсенал милиции этот аксессуар.

Только с разрешения обкома

Может возникнуть вопрос: нет ли здесь противоречия? Ведь считается, что дубинки у советских милиционеров появились только в разгар горбачёвской «перестройки», в 1990 году. Их даже называли в шутку «демократизаторами».

Нет, противоречия здесь нет. Дубинки как постоянный обязательный элемент экипировки милиционера, действительно, были разрешены лишь при Горбачёве. А при Хрущёве и при Брежневе они выдавались лишь на время и только при крайней необходимости (как правило, в случае тех самых «общественных беспорядков»).

Причём решение о выдаче дубинок личному составу милиции того или иного населённого пункта принималось на уровне обкома КПСС. Без такой визы использовать их было запрещено. И лишь в годы коллапса советской системы милиционеры стали носить дубинки всегда и всюду.

В связи с этим вспоминается один интересный инцидент. В 1961 году африканские «правые» при поддержке Бельгии и США убили известного государственного деятеля Республики Конго Патриса Лумумбу. Тот был человеком «левых» взглядов и вообще ориентировался на СССР. За это, в общем, его и убили.

В СССР именем Лумумбы немедленно назвали Университет дружбы народов, который должен был служить воспитателем просоветской интеллигенции в развивающихся странах Азии и Африки.

В январе 1963 года, когда исполнилось ровно два года с момента гибели конголезского лидера, произошло непредвиденное событие. Однажды студенты африканских стран, обучавшиеся в Москве, собрались, подогрели себя спиртными напитками и всей толпой направились громить американское посольство. Им удалось прорвать милицейское оцепление и даже забросать здание посольства чернильницами.

Африканские студенты в Москве. Евгений Тиханов, РИА Новости

В Кремле были таким поворотом недовольны. Министра Тикунова вызвали «на ковёр». Тот пояснил: собралась большая людская масса, натиск сдержать было невозможно. Со стороны органов внутренних дел сделано было всё, чтобы оградить американское посольство от нападений. Были поставлены бензовозы, водоразливочные машины, а против них встало большое число милиционеров в две шеренги. Тогда министра спросили: «А как же ваша пресловутая резиновая палка? Почему она не помогла? Вы же за неё так ратовали!» На что Тикунов вполне резонно ответил, что не мог применить резиновые дубинки – нужно было разрешение Московского горкома КПСС. А его первый секретарь Егорычев категорически отверг эту идею. В Кремле вынуждены были признать правоту министра.

«Свои» нужнее просто умных

В 1964 году утомивший весь народ Хрущёв был свергнут со своего поста. К власти пришёл Леонид Брежнев. Его программа была проста: здоровый консерватизм и «возвращение к истокам». В рамках этой программы происходит возрождение прежней милицейской структуры, порушенной Хрущёвым. Новый партийный вождь стал спешно исправлять все те ошибки, которые наделал его предшественник.

Затронул процесс ревизии хрущёвских «реформ» и правоохранительные органы. Уже в 1965 году Брежнев увеличил численность милиции, которую столь бездумно «обескровил» Хрущёв. Причём сразу на 35 тысяч человек! Это было даже больше, чем уволил его предшественник. Тогда же, в 1965 году, были приняты решения о повышении зарплат отдельным категориям работников милиции, об улучшении формы одежды, о представлении к награждению орденами и медалями 1300 наиболее заслуженных сотрудников.

Общесоюзный орган руководства милицией был восстановлен в 1966 году. А в 1968 году ему вернули традиционное имя – МВД СССР. Процесс консервативной реставрации завершился.

В девяностые ношение дубинки стало собыденностью

Но Вадим Степанович Тикунов окончания этого процесса уже не застал. Он был квалифицированным юристом и сильным профессионалом, по всем статьям подходящим на роль главы МВД. По всем, кроме одной. Для Брежнева это был чужой человек, а Леонид Ильич предпочитал на ключевых постах иметь людей, которых хорошо знал лично.

Отставка Тикунова была предрешена. Сам он позднее вспоминал о тех днях: «Я сразу понял – ищут более близкого человека. Конечно, это так. Нужен был лично преданный человек». На высший милицейский пост Брежнев наметил человека, которого хорошо знал по партийной работе сначала в Днепропетровске, а затем в Молдавии. В сентябре 1966 года кабинет Тикунова занял Николай Щёлоков. В истории советской милиции началась совсем другая эпоха…

Брежнев со своим верным Щелоковым

Николай Варавин,

историк, полковник милиции в отставке,

ветеран боевых действий на Северном Кавказе

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь