В декабре у художественного руководителя Дворца культуры «Волгоградгидрострой» Владимира Винокурова случилось сразу две знаменательные даты. Собственное 45-летие и 40-летие творческой деятельности.
Никакой ошибки тут нет – уже в пять лет он проявил свои организаторские способности. А затем выступал на разных концертных площадках нашей страны, пел частушки для боевых генералов, получал положительные отзывы от Олега Янковского, представлял публике будущего певца Шамана, когда тот ещё носил обычное имя, и также примерял на себя образы от Зайки до Кощея Бессмертного.
Пятилетний продюсер
О том, что Владимира Винокурова ждёт культурная жизнь, было понятно с самых юных лет. К пяти годам он, тогда ещё житель Брянской области, мог читать по слогам. Слушал радиоспектакли и запоминал их, а потом в детском саду воспроизводил по ролям услышанное.
Одной из любимых сказок была «Бременские музыканты». Весь её саунд-трек он знал наизусть еще до того момента, как увидел сам мультфильм. Но самым необычным для этого возраста стали организаторские способности. Пятилетний малыш умудрился объединить вокруг себя с десяток более старших ребят и устроить в общежитии, где жила его семья, концерт. Прямо как у взрослых. С выходом на сцену и покупкой билетов.
– Зрительным залом стал актовый зал общежития, где мы представили 40-минутную программу с танцами и песнями, а я выступал в роли ведущего, – смеётся Владимир. – А ещё я даже ухитрился продать билеты по пять копеек. Мы, артисты, также являлись и билетёрами, и контролёрами. Правда, потом некоторые родители настращали меня, что вызовут милицию. Пришлось возместить им траты. А оставшийся гонорар наша труппа потратила на угощения в буфете, который находился тут же, в общежитии.
Когда наступила школьная пора, Володя попал в сборный хор сельской школы. Ему, восьмилетнему солисту, подпевали в том числе и 10-классники. А ещё он очень любил читать. Настолько, что порой мама отбирала и прятала книги. И тогда приходилось погружаться в художественный мир Александра Дюма, Жюля Верна, Вальтера Скотта под одеялом с фонариком.
Запоем читает и сейчас, благо есть электронные библиотеки. В детстве благодаря книгам, воспевающим благородство, мальчик научился давать отпор хулиганам. Не терпел, когда обижали его или кого-то другого в его присутствии. Порой участвовал в передрягах, которые очень напоминали те, что сегодня показывают в сериале «Слово пацана». Биться село на село – тогда было классикой жанра.
Остался без прав
В местном Доме культуры Владимир начал посещать театральные кружки, потом вступил в вокально-инструментальный ансамбль. Сначала освоил бас-гитару, ритм-гитару, а затем ему дали в руки микрофон и сказали: «Работай!» С тех пор больше стал увлекаться вокалом.
Репертуар коллектива составляли песни «Любэ», «Кино», Газманова и всё, что звучало в 90-е на радио и телевидении. Понравившиеся новинки раскладывали на аккорды и начинали играть, благо руководитель горел этим. Группа ездила по району с выступлениями. Появлялись поклонницы. Это нравилось, но некоторыми уроками пришлось жертвовать.
– Я прогуливал уроки по автоделу, они были абсолютно бесплатны и там учили водить машину. Предпочитал вместо них репетиции инструментального ансамбля, – продолжает наш собеседник. – Когда подошли экзамены, теоретическую часть с билетами удалось сдать чудом. Там всё было логично, потому галочки проставил только с одной ошибкой. А потом настал черёд практики. Мне сказали: «Садись и езжай». Куда? Я не умею! Я не хочу! На меня все смотрят. Ну сел. Завёл. А дальше что? Говорят: «Жми на педаль и на рычаг». А затем всё, как в «Попугае Кеше». Я рванул, инструктор закричал… К счастью, машину не утопил, но руль бросил. И меня оттуда попросили. Больше я даже не пытался дружить с техникой, и прав у меня нет, и машины тоже.
Потом был церковный хор, где 14-летний Владимир был самым младшим, все остальные певцы являлись сотрудниками районного Дома культуры. Благодаря новому увлечению Винокуров познакомился в том числе и с закулисьем ДК.
«Тритатушки» для генералов
После 11 класса Владимир хотел поступать в Брянский «пед» на учителя истории. Профильный предмет сдал на отлично, потом завалился, за что теперь благодарен судьбе, и пошёл в училище культуры. После его окончания были два года службы в армии, а затем поступление в Саратовскую консерваторию, куда он ринулся сразу после дембеля, не заезжая домой. И, пока готовился к вступительным экзаменам, жил у ребят из группы «После 11». Тогда они помогали будущему волжанину вспоминать нотную грамоту, а сейчас сотрудничают с Надеждой Бабкиной. Кстати, в то время соседом по съёмной квартире был и композитор Михаил Устинов, автор песни «Что ж ты, роза, вянешь без мороза».
Будучи студентом, со своими друзьями Владимир создал ансамбль «Медовуха», где играли в том числе на балалайке и баяне. Выступали на разных площадках Саратова, и однажды их пригласили на концерт в Москву.
– Дорогу нам пообещали оплатить, и мы поехали. Мы не знали, что нам придется выступать на одной сцене со звездами – «Самоцветами», Дмитрием Маликовым, Ларисой Черниковой, Мариной Хлебниковой… А в зале сидели генералы и Герои России. Нам нужно было исполнить рекрутскую песню и частушки. Первую часть спели, прозвучали аплодисменты, приступили ко второй. Подошло время последней частушки, в которой мы должны были прощаться со зрителями. Но я понял, что начал петь совсем другую, которая заканчивалась матерным выражением. А материться тогда со сцены не было принято. Останавливаться нельзя. По лицам своих ребят я увидел, что они тоже всё поняли. В общем, завершил я словами: «Тритатушки три-та-та. Вы всё поняли сейчас». Сказать, что зал засмеялся, – ничего не сказать. У военных офицеров от смеха появились слёзы. А потом к нам за кулисами подошёл Герой России, боевой генерал, со словами: «Сынки – молодцы! Порадовали! Не то что все эти».
Магия Дворца
К окончанию консерватории Владимир входил в состав профессионального коллектива – фолк-шоу-группы «Колядки», который недавно получил статус Государственного. С ним он объехал почти полстраны. Побывал на концертных площадках Уфы, Сочи, Екатеринбурга, выступал даже в Кремлёвском Дворце Дома Союзов. А ещё трудился худруком в саратовском ДК «Россия», где приобщился к административной деятельности.
В консерватории наш юбиляр познакомился со своей первой женой. Будучи волжанкой, она настаивала на переезде на свою малую родину. Понимая, что в сфере культуры сложно со ставками, в 2007-м Владимир пообещал, что, если удастся найти работу за три дня, которые он собирался провести в Волжском, то останется.
– Я сходил сначала в «Октябрь», филармонию, затем во Дворец творчества детей и молодёжи, там всё было занято. И, когда зашёл в ДК «Волгоградгидрострой», с радостью подумал, что тут уж точно не будет свободных мест. Но именно здесь пустовала ставка худрука. Делать было нечего, ведь я дал слово. В Саратове меня никто не понял. Волжский Дворец с его особой аурой я полюбил. Здесь всегда работали и работают изумительные люди – профессионалы. У нас говорят: если ДК тебя принял, то не отпустит. И со мной именно так и было. Я же уходил из него на шесть лет в ЦКиИ «Октябрь», но два года назад вернулся обратно.
Комплимент от Янковского
Сегодня вотчина Владимира Винокурова – работа с документами, общение с коллективами, составление программ. Он ведёт мероприятия, поёт в Народном самодеятельном фольклорном ансамбле «Лазоревые зори», а ещё появляется на сцене в качестве актёра. Ближе к новогодним праздникам худ-рук перевоплощается то в Бабу-ягу, то в Змея Горыныча, Мишу, Джинна, Дровосека, Кота и даже Зайчика. Причём порой рискуя собственным здоровьем.
– Больше всего нравится быть Дедом Морозом, хотя в нашем Дворце есть настоящий – Сергей Григорьевич Котлов, – заверяет художественный руководитель. – А вообще у меня все роли любимые, даже несмотря на полученные травмы. Когда был Джином, то сломал палец прямо во время выступления. Мой герой побежал за детьми, но один ребёнок замешкался. Чтобы его не сбить, я упал, но неудачно, и сломал палец на руке. Отработал всё как полагается, а о том, что получил перелом, понял через два дня, когда рука стала опухать.
Как ведущему Владимиру приходилось представлять министра строительства России, космонавтов, участвовать в инаугурации главы Волжского и объявлять разных эстрадных звёзд, заехавших в наш город. На неофициальных мероприятиях работал с Ярославом Дроновым, получившим известность после телешоу «Голос», а ныне выступающим под псевдонимом Шаман.
– Он тогда не был так раскручен, но пел очень хорошо. Действительно работал на сцене, как шаман, – говорит юбиляр. – У него тогда много лирических песен было. Немного пообщались с Ярославом за кулисами. Простой такой был парень и очень увлечённый своим делом, что приятно. А особенно вспоминаются встречи с великими артистами. Однажды стоял в коридоре со Львом Лещенко, и кто-то крикнул: «Винокуров!» Он немного удивился и спросил: «А кто это?» И, когда узнал, посмеялся. Ведь получалось, что мы с ним были «Вовчик и Лёвчик». Для Ларисы Долиной наш ансамбль «Колядки» разогревал стадион, а Олег Янковский, когда посмотрел на наш фольклорный спектакль, подошёл ко мне, пожал руку и сказал: «Молодой человек, вы хорошо работаете». Я тогда практически потерял дар речи и потом ещё долго ходил под впечатлением.
В заключение разговора Владимир Винокуров пожелал всем мира. Мира в душе и на земле. И чтобы те, кто сейчас на «ленточке», быстрее вернулись домой. Счастья всем, здоровья и благополучия.
Фото — архив Владимира Винокурова
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru