
Жильцы многострадальной двухэтажки 1953 года постройки устали бороться с регулярными канализационными потопами и вести бесконечную безрезультатную переписку с управляющей компанией. Общедомовой «лежак» выработал свой срок эксплуатации давным-давно, однако в ходе капитального ремонта дома заменён не был. УК просит собственницу жилья обеспечить доступ к трубе, проходящей под её квартирой. Но, поскольку у дома отсутствует подвал, для доступа к коммуникациям необходимо разобрать пол. Чья это зона ответственности? За чей счёт и в каком конкретно месте должен осуществляться демонтаж? Мы попытались разобраться.

«Посоветовали заливать ростки щёлочью»
Диалог собственников с управляющей компанией часто заходит в тупик. Мы не раз описывали подобные ситуации и предлагали наиболее действенный, на наш взгляд, алгоритм выхода. Но зачастую помочь УК вспомнить о своих прямых обязанностях помогает хороший информационный фон. Иными словами, огласка и внимание. Чем мы и займёмся в этой статье, предложив читателю необычный ЖКХ-прецедент, с которым к нам обратилась жительница квартала «Б».

— В 2018 году в нашем доме № 3 на улице Куйбышевской был произведен капитальный ремонт, — устало оповещает нас Ирина Попова. — Три года назад начались проблемы с подтоплением квартиры канализационными водами. Поначалу это было нечасто, но последние полгода мы регулярно плаваем по щиколотку в стоках.
Как утверждает наша собеседница, «плавает» не только её квартира № 8, но и соседние № 7 и № 9.
— Стоит соседям начать стирать, всё плывёт к нам, — продолжает Ирина Геннадьевна. — Но УК «Жилищное хозяйство», видимо, решила, что спасение утопающих – дело не их рук, а рук самих утопающих. Они предложили мне своими силами нанять людей через сервис бесплатных объявлений и провести прочистку канализации. Даже сказали, что я не соблюдаю правила пользования коммуникациями…
После таких заявлений женщина пригласила представителей УК к себе, чтобы они собственными глазами увидели её добросовестное отношение.
— После того как УК убедилась в моей добропорядочности, — рассказывает наша собеседница, -она наняла сторонних специалистов, которые прорезали трубы и вытащили проросшие сквозь них корни деревьев… Нам посоветовали даже щёлочью заливать, чтобы больше не росли. Значит, всё-таки не мы трубы засоряем, в чём нас первоначально пытались обвинить… После этого председатель УК велел мне вскрывать полы, чтобы выяснить, что там с трубами… Только мне 60 лет, а маме, проживающей вместе со мной, 83 года. Нам самим вскрывать? Или нанимать кого-то? И потом, где именно вскрывать? Где она, эта неисправность?.. УК не знает…
Эта ситуация длится уже более полугода…
— Через день, через два, а бывает и два раза в день мы вызываем аварийную службу, — сетует женщина. — Спасибо огромное ребятам из сервиса на Оломоуцкой. Они уже, зная нашу беду, приезжают без всяких разговоров. А тут еще выяснилось, что во время капитального ремонта нам не заменили канализационные трубы. И заявили, что доступ не предоставили собственники. Хотя лично я никакого отказа не подписывала… И уверена, что из моих соседей его тоже никто бы не дал. А у меня уже грибок пополз… Ни ванной, ни туалетом пользоваться не можем. Я уж не говорю о стирке. Внукам у нас вообще противопоказано находиться. Ведь затапливает и среди ночи. Пока дождёмся аварийку, пока они закончат работы, пока мы всё выгребем… Сил больше нет. Уже давно признали бы жильё непригодным… Переписка с инстанциями ничего не дала, и я подала в суд…
Жилищный кодекс никто не отменял
Ирина Попова действительно вела активную переписку.

Водоканал в своих ответах регулярно сообщал, что трубы – рабочие, только засоряются часто, нужно прочищать.

Управляющая компания актировала засоры и настаивала на предоставлении доступа к коммуникациям.




КЖД заявил, что жильцам необходимо было настоять на замене канализационных труб при выполнении капремонта дома.
Это-то всё понятно. Но что жильцам делать сейчас?..
Помог нам разобраться в ситуации руководитель независимой экспертной организации и практикующий судебный строительно-технический эксперт с 10-летним опытом Николай Старостенко.

— Ситуация, на мой взгляд, вопиющая, — констатирует эксперт. — В литерных кварталах подвального помещения нет, и коммуникации размещаются между полом и землёй. Там же проходит и общий канализационный «лежак», собирающий стоки со всех 10 квартир этого дома и выходящий в городскую канализацию. Сейчас он неисправен, из-за чего в доме происходят постоянные протечки, помещения затапливаются, вымокают и повреждаются. При этом УК отказывается решать проблему, хотя законодательство разграничило внутриквартирное и внутридомовое имущество еще 19 лет назад постановлением № 491 от 13.08.2006 г. Как говорится, то, что до первого вентиля – общее, то, что после – личное. Если прорвёт трубу в вашей зоне ответственности – отвечаете вы, если в общей – разбирается УК.
Причём вмешиваться в вотчину УК собственники права не имеют. В противном случае весь груз ответственности ляжет на них.
— В рассматриваемой ситуации неисправные коммуникации пролегают под полом квартиры Ирины Геннадьевны, — продолжает Николай. — И она не может устранить это самостоятельно даже по заявлению и за собственные средства, поскольку это прерогатива управляющей компании. А УК, в свою очередь, заниматься этим отказывается, заявляя, что ей проще оплатить ущерб, чем затевать ремонт.

Вот такая правовая коллизия.
— Сложность там действительно есть, — итожит наш собеседник. — Поскольку подвального помещения нет, замену трубы придётся осуществлять, работая прямо в квартире, разобрав часть пола, чтобы обеспечить доступ. Но это не отменяет обязанности УК создать собственникам комфортные условия проживания, отвечающие санитарно-бытовым нормам. Этого требует Жилищный кодекс. И управляющая компания не должна этим пренебрегать. Поэтому обращение в суд, на мой взгляд, весьма уместно.
А что же сама УК?
Пообщались мы и со второй стороной конфликта. Инженер компании ООО «УК «Жилищное хозяйство» Ирина Белехова сообщила нам о том, что во взаимоотношениях с домом № 3 на улице Куйбышевской УК «ЖХ» является не управляющей, а обслуживающей организацией, поскольку дом находится на непосредственном способе управления.

«Мы осуществляем перечень работ, среди которых капитальный ремонт коммуникаций не значится, — прокомментировала нам Ирина Вячеславовна. – Мы осуществляем лишь содержание общего имущества, то есть текущий ремонт. Чуть более месяца назад мы вскрывали полы в подъезде и заменили там фрагмент лежака. И в течение месяца к нам с жалобой никто не обращался. Насколько мне известно, в 2018 году, когда в доме вёлся ремонт, многие жильцы отказались от замены канализационного лежака, поскольку в квартирах у многих недавно был сделан ремонт. Напрасно отказались, теперь всё равно придётся демонтировать пол в квартире, чтобы понять, где именно неисправность».
Вот такая странная ситуация…
Впрочем, какая бы организация с вами не контиктировала, управляющая или обслуживающая, если у вас не сложилось с ней диалога, и коммунальщики продолжают игнорировать свои обязанности, вам следует обратиться к заместителю председателя Комитета по обеспечению жизнедеятельности города, начальнику отдела муниципального жилищного контроля Олегу Викторовичу Катку (тел. 8-8443-41-17-63) или по телефону приёмной КЖД 8-8443-41-31-62.
Помните, создать для вас благоприятные и безопасные условия проживания УК обязана по закону.

Медиафайлы опубликованы с разрешения правообладателя
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru