История Волжского: дорога шла над Волгой

реклама

Всем известно, что, когда строили Волжскую ГЭС, правый и левый берег Волги соединили канатной дорогой, или «канаткой», о которой так часто вспоминают первостроители. Говорили, что сначала ходить по ней боялись, но постепенно приноровились. И старались не смотреть вниз, перебираясь с берега на берег.

Начальником канатной дороги был назначен Анатолий Павлович Усков. На строительство Сталинградской ГЭС он приехал с Волго-Дона, где руководил экипажем единственного в стране 14-кубового шагающего экскаватора.

Чудо-мост

Анатолий Усков

А вот что удалось узнать у сотрудников Волжского историко-краеведческого музея. Четырёхкилометровый воздушный мост держался на двух металлических опорах высотой с 35-этажный дом. Равных ему по мощности и конструктивным особенностям не было в мире.
132-метровые мачты-пилоны были установлены одна на правом, другая на левом берегах. На правом берегу находился склад песка гравия, щебня. Отсюда строительные материалы непрерывным потоком переправлялись через Волгу на левый берег, где возводились основные сооружения гидроузла.

Десятки сверхпрочных канатов были сплетены из сотен и тысяч стальных оцинкованных нитей. На определённом расстоянии друг от друга были прикреплены восемь металлических рам, поддерживавших рабочие пути-канаты.

В целях безопасности движения транспорта, под ними были натянуты металлические сетки, а между ними подвешен пешеходный мост, который строители называли «ходок». Гигантский стальной мост весил 2130 тонн.В одну сторону по канатам-путям двигались в четыре ряда груженые вагонетки, в обратном направлении – освободившиеся.

Общая протяжённость канатных дорог составляла 11 446 метров, вантовый мост пролётом 874 метра. Ёмкость кузова вагонетки – 1,15 кубических метров.
Каждый час вагонетки перебрасывали на левый берег 900 тонн груза.

Рука человека к ним не прикасалась – они заполнялись и разгружались автоматически.

Без помощи человека

Вагонетка доходила до станции назначения, с помощью отбойника, установленного в нужном месте, опрокидывалась автоматически над бункером бетонного завода или в другом месте и возвращалась обратно под погрузку. При необходимости грузы могли перевозиться в оба направления.

При стабильной работе по каждой дороге проходило по 122 вагонетки в час.
Благодаря работе канатной дороги, ежедневно высвобождались около 15 железнодорожных составов и сотни рабочих.

За три года, с декабря 1952-го по август 1956-го, по воздушной трассе перевезли 5 млн. кубометров камня, щебня, песка. Не будь канатки, пришлось бы задействовать для этого 1800 полновесных железнодорожных составов.
Первая и вторая дороги были по 4323 метра, третья и четвертая – по 1 400 м.

Дорога имела 4 станции, обозначенные буквами «П», «У», «Р», «С». На первой были сосредоточены машины и механизмы, на второй – мощные двигатели и новейшие средства управления, позволяющие механизировать основные производственные процессы.

Станции «Р» и «С» являлись разгрузочными.
Всеми операциями на восьми путях управлял один диспетчер с помощью дистанционного пульта и радиотелефонной связи.

Благодарим за помощь в подготовке материала и предоставленные фото сотрудников Волжского историко-краеведческого музея

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

2 КОММЕНТАРИИ

    • Скорее всего, дорогу закрыли в начале 1960го года, когда построили мостовой переход через ГЭС. По факту, необходимость в ней отпала.

комментарии закрыты.