Как волжане Родину-мать разоружили

1573
реклама

В ходе работ вся поверхность монумента будет обработана специальными составами, а затем – гидрофобным раствором, который поможет сберечь скульптуру от негативного воздействия окружающей среды. Также в планах на ближайшее пятилетие — реставрация Стен-руин и лестницы между ними, а затем – и остальных скульптур ансамбля.

Как известно, торжественное открытие мемориального комплекса состоялось 15 октября 1967 года. В его строительстве, как и в косметических реставрационных работах, принимали участие волжане – специалисты управления «Волгоградгидрострой», института «ЭЖИП». Бетон для скульптуры возили с нашего завода. Чтобы не терять времени, колонне грузовиков организовывали «зелёный коридор».
Казалось бы, возводили на века, но уже через пять лет главному монументу понадобился косметический ремонт.

Леса с лифтом и телефонами
Вспоминает Марк Калиниченко, в 1972 году занимавший должность заместителя главного инженера «ВГС».
-Я, наверное, последний из тех, кому довелось дважды принимать участие в ремонтных работах. Главный инженер «ВГС» Эдуард Авсейков поручил мне проведение всех планёрок непосредственно на объекте. Было лето 1972 года, монумент стоял в металлических лесах – уникальных, разработанных специалистами «ЭЖИПа», с телефонами на каждом ярусе и двумя лифтами. Эти леса обеспечивали доступ к любой точке скульптуры, даже к кулаку, держащему меч. Работы были на контроле у Москвы и обкома партии, постоянно приезжали комиссии, в том числе столичные учёные и проектировщики.
Волгоградцы и гости города недоумевали: зачем ремонт, ведь открыли мемориал всего пять лет назад? А забили тревогу альпинисты, которые регулярно обследовали поверхность статуи. Выяснилось, что скульптура разрушается, бетон, не обработанный специальным составом, шелушится и трескается. Комиссия пришла к выводу, что виноваты в этом вредные выбросы завода «Красный Октябрь»: дым оседал на поверхности бетона, а дождь и снег превращали его в кислоты и щёлочи. На одной из планёрок я обратился к представителям горкома партии с просьбой повлиять на руководство предприятия и добиться сокращения выбросов – погубим ведь уникальный комплекс! А мне в ответ: «Да ты что?! Оборонное предприятие ведь! Куда легче Мамаев курган перенести в другое место!» Тем не менее, какое-то время спустя выбросов стало меньше – вероятно, руководство поставило мощные очистные фильтры.
Возникли проблемы и с 27-метровым мечом. Несмотря на то, что перед установкой он прошёл испытания в аэродинамической трубе, от ветра – колебания оружия достигали амплитуды 50 см – обшивка каркаса висела лохмотьями, да и грохотал меч страшно.
Перед реставраторами поставили задачу «вылечить» поверхность скульптуры: очистить её от раковин, нанести гидрофобную эмульсию и заменить меч, а также часть стальных канатов, натянутых внутри скульптуры – они ослабли за время эксплуатации.
Бетон прочней гранита
Меч доставил немало хлопот. Цельнолитое оружие решили заменить конструкцией из трёх составных частей. Листы из прочной стали прокатали на заводе «Красный Октябрь», а Волгостальмонтаж на специальном оборудовании согнул их в ромбы. У острия сделали специальные отверстия, чтобы уменьшить ветровые колебания. Соединяли части уже на Мамаевом кургане. Оружие очистили до блеска и покрыли слоем цинка. По авторскому проекту,меч следовало прикрепить к закладным частям вновь изготовленной кисти руки, а старую разобрать.
Вот тут и показал качество волжский бетон: он не поддавался бетоноломам. Я сам забирался на кулак и видел: летят искры во все стороны, а рука цела, словно из гранита сделана. Не взрывать же её…
Между тем время подпирало, реставрацию нужно было завершить до холодов. А работа ни с места. Монумент стоял в лесах, руку без меча было видно отовсюду. Снимок, сделанный кем-то из туристов, появился в зарубежных изданиях с язвительным комментарием: мол, вид-то у Родины-матери грозный, а на деле она инвалид… В ответ на планёрке первый секретарь обкома Леонид Куличенко потребовал водрузить меч на место немедленно. Но как это сделать? Собрали инженерный консилиум, обратились к коллегам из Москвы и приняли решение: закрепить меч на старых закладных, усилив кулак. Через три недели оружие заняло своё место.

Как Вучетич нас спас
Памятна ещё одна история. Работа была завершена, мы приводили в порядок территорию. И вдруг с небес обрушился ливень такой силы, что водой смыло огнезащитный состав, которым были обработаны леса. Всё бы ничего, но вода стекала по шлейфу скульптуры, и он покрылся полосами ржавого и зелёного цвета. Руководство области пришло в ужас: на днях прибывает очередная комиссия из Москвы во главе с Вучетичем, а его творение, памятник мирового значения, безнадёжно испорчено!
Мы пообещали, что приведём скульптуру в порядок. Соорудили временные леса, попросили выделить роту солдат, вооружили их щётками, мыльным раствором. Но, как те ни скоблили, потёки не отмывались.
В день приезда комиссии мы с главным инженером «Химстроя» поехали на Мамаев курган. На трассе пробки, мы безнадёжно опаздывали, потому поехали не по 2й Продольной, а по проспекту Ленина. Бросили машину у подножия кургана и помчались наверх. Никогда я так быстро не бегал! Приближаясь к монументу, поняли, что комиссия его уже осмотрела: Евгений Вучетич возбуждённо размахивал руками, чуть ли не прыгая на месте. «Ну, всё… — мелькнула в голове мысль. – Пропали мы». И вдруг слышу от одного из инженеров: «Вучетичу понравилась ваша задумка!» А сам Евгений Викторович сказал: «Феноменально, это как раз то, о чём я мечтал! Теперь бетон выглядит как старинная скульптура из камня!» Словом, спас нас скульптор.
Но рано он радовался: месяц спустя «естественную тонировку» уничтожили солнце и ветер.

Кому – машину, а кому — грамоту
Довелось мне принимать участие и в реставрационных работах 1986 года: выяснилось, что гидрофобная эмульсия, которой покрыли поверхность скульптуры, выветрилась, вымылась, испарилась, и бетон остался без защиты. На этот раз не стали ставить леса, пригласили промышленных альпинистов из Волгограда. Ленинградский институт керамики разработал эффективный состав покрытия, все подготовительные операции, в том числе приготовление эмульсии в лаборатории, выполнили специалисты «Волгоградгидростроя». А альпинисты – их было человек 15 – нанесли его, используя для крепления люлек стальные петли – рымы, которые остались после первого ремонта. За работу облисполком вручил верхолазам по автомобилю. А волжанам, сделавшим, по сути, основную работу, достались почётные грамоты… Но что теперь об этом говорить? Я горжусь тем, что причастен к выполнению задачи государственной важности.

Родина-мать: факты и цифры

Высота фигуры — 52 метра

Высота с мечом — 85 метров

Высота фундамента — 16 метров

Длина меча — 33 метра

Вес — 8000 тонн
Первый обелиск на Мамаевом кургане появился сразу после окончания кровопролитных боев — 8 февраля 1943 года. В 1958 году конкурсная комиссия выбрала проект скульптора Евгения Вучетича.
По первоначальному замыслу, Родина-мать держала в руках знамя, у её ног склонялся солдат, целующий сноп колосьев. Но Вучетич изменил проект: теперь женщина звала сыновей на бой с врагом.

Внутри статуи – комнатки размером 3х3 и высотой 4 метра. Таких «этажей» одиннадцать. Её сердце – помещение, где расположена аппаратура, контролирующая натяжение канатов, температуру бетона и уровень деформации. Вход внутрь посторонним запрещён, из-за чего возникли мифы: мол, в ухе статуи находится ресторанчик, а во рту смотровая площадка.

Скульптура не закреплена на основании и держится благодаря собственной тяжести.
Родина-мать – вторая часть триптиха, состоящего из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Берлине.

Кто позировал скульптору?

Накануне 70-летия Сталинградской победы 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова заявила, что Вучетич выбрал прообразом Родины-матери её. В 2003 году такое же заявление сделала бывшая официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова: «Вучетич платил мне по 3 рубля в час. В ней много от меня — шея, руки, ноги, бедра». Спортивная гимнастка Екатерина Гребнева, также позировавшая скульптору, считает, что это собирательный образ. А знатоки говорят, что фигуру Вучетич делал с дискоболки Нины Думбадзе, а лицо – со своей супруги Веры Николаевны. Порой он даже называл Родину-мать Верочкой.

Фото: из архива