31 марта 1917 года на нём был поднят Андреевский флаг. Ранее судно носило имя «Святогор», но через 10 лет было переименовано в «Красин». Для того времени это была уникальная машина. Она превосходила своих предшественников по мощности машин (10 тысяч лошадиных сил) и водоизмещению (10620 т). Её длина составляла почти 100 метров, а ширина – 22. На протяжении нескольких десятилетий ледокол был самым мощным арктическим ледоколом в мире.
Он оборонял Архангельск от войск Антанты, а затем был затоплен в устье Северной Двины, чтобы преградить путь интервентам. Когда был поднят и восстановлен, то неоднократно принимал участие в спасательных операциях. Одному из таких подвигов, который прославил корабль на весь мир, был даже посвящён фильм «Красная палатка» (1969). Картина повествовала о том, как ледокол высвободил из ледяного плена оставшихся в живых членов экспедиции, возвращавшихся с Северного полюса на дирижабле «Италия», потерпевшего катастрофу.
Кстати, «Красин» был единственным из всех судов, посланных на выручку, кто смог добраться до лагеря исследователей и спасти их. А на обратном пути он ещё и оказал помощь налетевшему на лёд и получившему пробоины германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес», на борту которого находилось полторы тысячи пассажиров. За этот героический поход ледокол был награждён орденом «Трудового Красного Знамени».
Ледокол бороздил воды, а правильнее сказать льды Арктики, ведя за собой караваны кораблей, наполненных различными грузами. В 70-х годах прошлого века он был переведён в министерство геологии и стал использоваться для разведки нефти и газа в арктических морях. А в 90-е получил прописку в северной столице на набережной Лейтенанта Шмидта и стал музеем.
Казалось бы, ну как связана эта история с Волжским? Но оказывается, точки соприкосновения есть. В настоящее время капитаном ледокола является наш земляк Николай Крамчанинов.
Николай родился в Волжском в 1959 году, учился в школах №20 и 24. Глядя на Волгу и Ахтубу, с детства грезил морем. И когда представилась возможность, поступил в одесское высшее инженерно-морское училище. На различных судах ходил за границу и поначалу своей карьеры 8-9 месяцев в году проводил на воде. Он плавал Атлантическом океане, Балтийском, Красном, Средиземном морях… В общем, побывал практически во всех акваториях земного шара.
В начале двухтысячных годов решил основаться в городе на Неве, в 2014-м устроился на ледокол «Красин».
Телефон Николая Крамчанинова нам дал его брат Владимир, который живёт в Волжском. Журналисту ВП удалось связаться с земляком и задать ему несколько вопросов. Николай Александрович рассказал, что сегодня капитан на ледоколе – это заместитель директора. Он следит за безопасностью на объекте, а также вместе с экипажем заботится о техническом состоянии ледокола и обеспечивает порядок на корабле. Отметил, что в настоящее время жизнь судна оживилась: все готовятся к юбилею. В Санкт-Петербурге уже началась рекламная кампания. 31 марта состоится торжественное мероприятие: как и 100 лет назад на судне будет поднят Андреевский флаг и прозвучит гудок. В этот день сюда съедутся руководители города и области, а также депутаты из Государственной Думы. Планируется организация встреч с теми, кто когда-то работал на судне.
Как музей ледокол работает со среды по воскресенье, экскурсии устраиваются каждый час. Так что если будете в северной столице, загляните на Висильевский остров и посетите легендарный корабль.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru