На юбилее Прилепина общался с Пелевиным: волжанин стал лицом презентации романа о Стеньке Разине

реклама
Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

«Волжская правда» всегда с интересом следила за судьбой необычных волжан, чей жизненный путь вышел за пределы города. Одним из таких стал Артём Пайвин, экс-руководитель клуба исторической реконструкции «Драккар», участник СВО (позывной «Эльф»), инструктор по тактической медицине нижегородского центра «Сталь». А еще — участник раскопок и исторических походов и главный герой клипа к песне «Доброволец» (группа «Лампасы», Сергей Бобунец и Пётр Лундстрем). Совсем недавно в жизни Артёма случился целый ряд знаковых встреч и событий, о которых мы с удовольствием расскажем.

Скриншот из видеоклипа группы «Лампасы»

«Санькя», «Пацан» и Бранимир

О том, что Артём пишет стихи, мы рассказывали и ранее. Но для него это не ремесло. Скорее, способ выплеснуть эмоции. Точечно, метко… Настолько, насколько это может сделать человек, побывавший и выживший там, за лентой. Наверное, именно этим он и привлёк внимание товарищей по Центру и культурной элиты настолько, что ему предложили выступить на Нижегородской книжной ярмарке, в рамках которой состоялся вечер патриотической поэзии.

Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

— Там присутствовали топовые писатели, поэты, кинематографисты: Карен Шахназаров, Захар Прилепин, — перечисляет Артём. – Мне, инструктору УЦСН «Сталь», посчастливилось выступать со своими стихами на сцене, где читали Анна Ревякина, Игорь Караулов, Мария Ватутина, Олег Демидов, Владимир Безденежных, Марина Кулакова, Владимир Решетников, Маргарита Шувалова… Получается, что изначально я попал в добровольческий проект Захара Прилепина, в центр «Сталь». А теперь ещё и в культурный.

Проектов советника Президента РФ по культуре, писателя, филолога, публициста и общественного деятеля Захара Прилепина в Нижнем Новгороде действительно много. От литературных до добровольческих, связанных с подготовкой бойцов и движением «За правду», которое с самого начала возит гуманитарную помощь на линию соприкосновения.

Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

— Я с ними дружу еще с того момента, когда был на СВО, — рассказывает Артём. — Они мне привозили дроны, рации и много чего еще. Я ведь именно на фронте случайно познакомился с прототипом главного героя книги Прилепина «Санькя» Гришей Тишиным. Он был добровольцем еще в 2014-м, а сейчас воюет в отряде «Родня». Про него даже у Бранимира есть песня «Пацан». Там еще такие строки: «А в окопе на Донбассе сидит пацан: Гришка Тишин. Там шмаляют, а он не ноет…» Гриша мне тогда в Телегу написал: «Я от такого-то и такого-то, везу тебе гуманитарку». А я спросил: «А ты часом с Бранимиром не знаком?» «Знаком», — отвечает. «А это не про тебя песня?». «Про меня». Простой, живой, с душой нараспашку…

Артём Пайвин

Мосфильм и Пелевин

Удивительно, но именно Артёма Захар Прилепин выбрал лицом презентации своего нового романа «Тума», а группу «Лампасы» — лицом нового альбома «Есть на Волге утёс».

Артём в образе Стеньки Разина на юбилее Захара Прилепина. Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

— Меня сочли самым аутентичным и попросили подольше не бриться, чтобы усилить эффект, — продолжает наш собеседник с улыбкой. — Из меня сделали Степана Разина. Прохаживался по залу с бердышом, демонстрировал фланкировку, позволял с собой селфиться…

Селфи со Стенькой. Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

К слову, Прилепин недавно посещал Центр «Сталь» и общался с инструкторами.

Захар Прилепин в УЦСП «Сталь». Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

— Он заинтересовался навыками некоторых ребят, — продолжает наш собеседник. — Спрашивал, кто чем занимается и занимался ранее. Заинтересовался моими знаниями, реконструкцией, историческими лодочными походами. Взял мой телефон…

На 50-летии Захара Прилепина, на Мосфильме, Артём оказался в числе приглашённых.

— Туда пригласили друзей, близких по духу людей, военных в мундирах, с наградами и скромных бойцов, одетых по гражданке, — рассказывает наш собеседник. — А еще поэтов, музыкантов, театральных деятелей… Вначале была премьера фильма «Родня о Захаре», потом концерт и фуршет, где все свободно перемещались и общались. Атмосфера дружеская и непринуждённая. Здесь можно было встретить как бойцов из «Родни», Дмитрия Филиппова (позывной Вожак), так и режиссёра Эдуарда Боякова, политиков, журналистов, музыкантов: Пётра Лунгстрема, Марысю Меньшикову, группу «Партизан ФМ»…

Там Артём познакомился с известным российским писателем, поэтом, журналистом и редактором Александром Пелевиным.

Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

— Я наблюдаю за Сашей с 2016 года, — вспоминает Артём. — С ним дружит муж моей сестры. Они долгое время жили в Питере и общались с местными поэтами. Тогда меня заинтересовали его стихи «Четверо». Необычный такой неонуар… Вживую же я пересёкся с ним на Мосфильме. Познакомились, пообщались. Живой, стеснительный, с юмором. Что-то в нём есть есенинское, хулиганское. О том, что чувствует, говорит прямо. Простыми русскими словами. Часто в стихах…

Летов и электро-фолк

На юбилее автора «Обители», «Саньки» и «Патологий» выступил и наш талантливый земляк Бранимир. Прозвучал лихой саксофон Сергея Летова и уникальный вокальный коллектив «Талан» — первый в стране исполнитель казачьего электро-фолка. И, конечно, «Лампасы» с Игорем Тарасовым.

— Получился такой камерный концерт, — смакует воспоминания Артём. – Приехал Бранимир. Я лично знаю его где-то с 2008-2009-го. Один из его первых квартирников проходил у меня дома, а другой — прямо в клубе «Драккар», которым я на тот момент руководил. На Мосфильме Бранимир зажёг вместе с «Лампасами», исполнив своего «Фазана» («У лампадки догорал огонёк»). Очень хорош был саксофон Летова. Он умудрился гармонично вписаться в инструментальный ряд «Лампасов» в песне «Гражданской обороны» «Любви не миновать». А еще я познакомился с коллективом «Талан», который слушал много лет. С его вокалистами Фёдором Скунцевым и Анной Гончаровой. Меня всегда восхищало их творчество. Это не просто песни – это всё: вокал, танец, фланкировка, история. И мощная народная энергетика. Теперь мы дружим.

Но всё это больше лирика, которая упаковывает, помогает погрузиться и создаёт нужную атмосферу для главного: подготовки добровольцев и обучения молодёжи духу и истории русского воинства.

— Учебный центр «Сталь», помимо тщательной подготовки добровольцев, работает с местной молодёжью, — продолжает наш собеседник. – Ведь история русского воина насчитывает более десяти столетий… И сейчас особенно важно донести подросткам, что без знания прошлого будет сложно разобраться в будущем. Мы активно работаем со школьниками и студентами, проводим патриотические мероприятия.

Работа в Центре. Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

Недавно Артём повысил квалификацию по профессиональной программе «Инструктор по тактической медицине» в Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.

У Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

— Теперь я еще более активно обучаю, причем как добровольцев, так и экстренные структуры, — рассказывает наш собеседник. – И органы правопорядка. Работаю с ОМОНом, СОБРом, Следственным управлением и другими силовиками. За успехи в обучении и подготовке личного состава для СВО удостоился благодарности депутатов Законодательного собрания Нижегородской области…

Работа с молодёжью. Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

«У нас живёт и работает собственное «Отечество»

А еще Артём очень просил нас поблагодарить Молодёжный центр «Отечество» за работу, которую он проводит в Волжском. И выходцем которого он является. Правда, сейчас слово «Отечество» из названия исчезло и остался просто «Центр патриотического воспитания молодёжи». Но это было очень красивое и знаковое слово. Оставим его хотя бы в статье…

Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

— Учреждение, которое совмещает в себе и творческую составляющую, и военно-патриотическую, в Волжском, на мой взгляд, есть только одно, — взвешивая каждое слово, говорит Артём. – Это — Молодёжный центр «Отечество». Аналогов ему нет. Я видел регионы, где в такие учреждения серьёзно вкладываются, поэтому там всё цветёт и пахнет. Например, «Пешков центр» в Нижнем Новгороде. В нашем же городе без существенных вложений живёт и работает своё собственное «Отечество». Причём не просто живёт. Там воспитываются настоящие парни. Которые потом идут и защищают свою страну. Только у меня из «Драккара», который там базируется, двое ребят героически погибли на СВО: Александр и Данила. Я и сам – участник…

Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

Руководителем Центра «Отечество» сегодня является Андрей Калачёв.

— У Андрея огромное количество мальчишек занимались казачьим рукопашным боем, — продолжает свой рассказ Артём. — Многие сейчас – за ленточкой. На базе «Отечества» собираются гуманитарные грузы. Там базируется поисковый отряд «Пернач». Ребята регулярно возят гнуманитарку с риском для себя, порой уходя в «нули», а то и в «минуса». Они собирают всё сами, не обращаясь к представителям бизнеса. И во всё это Андрей Калачёв вкладывает только свои время и силы.

Фото предоставлено Артёмом Пайвиным

Артём Пайвин. Стихи.

Размышления над ответом военкома бойцу Шторм Z

Словно это было не со мной…

Словно не тряслась земля от взрывов.

Покалеченный товарищ мой

Не шептал усталое спасибо…

То не мы на тропах средь ночи

Молча по глоткам делили воду.

Не о нас там коростель кричит

С плачем об израненой природе.

Нет, не нам впивалися в плечо

Стропами ремни от автоматов.

Мне осколок зло и горячо

Балаклаву не прожёг когда-то.

Не сносило крышу блиндажа

Выстрелом мистического танка.

По деревьям высохшим пожар

Не будил стрельбою спозаранку.

Это сон был… Радуйся дурак,

Что живой, свободный и здоровый!

На запрос о ветеранке так

Отвечал нам военком сурово.

Словно фосфором прожгли слова:

— Вы же там мошенники и воры!

Вас простили, всё — гуляй братва.

Основанья нет, для вашей своры.

Нас простили. Всё — прощай, забудь.

Не про нас напишут эту книжку.

Обьяснит ли это кто-нибудь,

Без отца растущему мальчишке?

Что его отец в земле сырой,

В лесополке запорожской узкой

В бой вступил и умер, как герой,

Был татарин, а погиб за русских?

Словно это было не со мной…

Не со мной… Да чёрт с ним, я-то дома…

Но за тех, кто умер как герой,

Я спросил бы с горе-военкома!

Одному возрастному поэту, скривившему лицо во время прочтения мной стихотворения на годовщину гибели Дарьи Дугиной

Мне некто прошептал с ужимкой строгой.

Зачем он здесь об этом, на виду?

И я стерпел — иди своей дорогой,

А я своей, пожалуй что, пойду.

Я был там…. Там, где свист свинца и стали

Разносит в клочья человечью плоть,

Где вороны глаза клевать устали,

Где ярость страх пыталась побороть.

Я был там… Помню запах пыли с соком

Младых деревьев, пороха и дым…

Я помню юношу, неумолимым   

роком Ему завещано остаться молодым.

Ему шептал я — потерпи братишка

Ну, пару малых, ну, ещё чуть-чуть

Да что же ты такой, тяжёлый слишком…

Ну ладно уж, дотянем как-нибудь…

Мы дотянули, ну а он… не сдюжил.

Не дотянул. Так видно суждено.

И я под вечер, доедая ужин,

Порой смотрю задумчиво в окно.

Смотрю в окно и там, как на экране,

Всё та же мнится лесополоса

И желтые поля, и утром ранним 

Блакитные над ними небеса.

И я бегу, со мною жгут и шина,

И пэ-пэ-ишками забит рюкзак.

Бегу спасать какой то мамки сына,

Но, видно не получится,  никак…

А вам, досужим комнатным пиитам,

Чтоб в целости блюсти мещанский рот,

Я предложу держать его закрытым,

Не дай то Бог — вдруг что произойдёт.

Меня судить позволю лишь немногим,

Лишь тем, кто был со мною в том аду.

Я собирал оторванные ноги,

Пока вы пили чай в своём саду.

Письмо

Я напишу тебе письмо.

О расставании, наверно…

О том, что я, увы, не смог,

своей мечте остаться верным,

О том, что без меня мой сад

придёт, возможно, в запустенье,

Я буду сам себе не рад

в своём письме-стихотворенье.

Сиренью зацветёт весна

и около площадки детской,

Меня облает, не узнав,

веселый чёрный пёс соседский.

Но сад мой так же будет цвесть,

и птицы будут петь, как прежде,

Юнцы вести своих невест,

жить с ними счастливо в надежде.

Весна пройдёт и летний зной

засушит всё, пожухнут травы,

И тополь, с жёлтою листвой,

качнет ветвями величаво,

И листья, словно дни мои,

падут на землю, в грязь и слякоть,

Но вороны – не соловьи

и обо мне не станут плакать.

А следом, мёртвая зима,

засыплет снегом остальное:

Дороги, улицы, дома,

разделавшись в конец со мною.

Но тень моя придёт сюда.

Придёт чуть видимой позёмкой;

Моё письмо в комок, тогда,

без сожаления тихо скомкай.

Пока хотя бы тень моя

гуляет по тропинкам сада,

Лить слёзы обо мне друзья,

прошу: пожалуйста, не надо

Ведь сад мой так же будет цвесть,

и птицы будут петь, как прежде;

И пусть я сгину, где невесть –

пока жив сад, жива надежда.

Я напишу тебе письмо,

о возвращении, наверно,

О том, что без тебя не смог,

И что тебе остался верным.

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь