«П» — значит «покой»: у волжского мортуария нашлись еврейские корни и двойник в Салавате

Дом отпевания и омовения на еврейском кладбище
реклама

Находящийся в Волжском павильон траурных обрядов, прозванный мортуарием, долгие годы остаётся объектом пристального внимания учёных. И по мере продвижения исследований его история обрастает всё новыми и новыми подробностями. Недавно в его судьбе произошло два немаловажных события.

Книга Татьяны Назаровой

Во-первых, увидела свет книга кандидата исторических наук Татьяны Назаровой, которая много лет изучает это архитектурное сооружение. А во-вторых, мортуарий был включен в единый госреестр объектов культурного наследия. Как же всё это повлияет на его будущее?

Приказ Облкультнаследия о включении мортуария в реестр уцльтурного наследия РФ регионального значения

Подсобка и хорошая акустика

В декабре минувшего года кандидат исторических наук доцент Волгоградского государственного аграрного университета Татьяна Назарова завершила свои изыскания и выпустила книгу «Мортуарий г. Волжского как объект культурного наследия». Ознакомиться с этим трудом можно в библиотеках и краеведческих музеях как нашего города, так и областного центра. В издании впервые опубликованы архивные документы по истории строительства пантеона и обоснована его культурно-историческая ценность.

Краевед, кандидат исторических наук, доцент Волгоградского государственного аграрного университета Татьяна Назарова

— Волжский строился как образец социалистического города, «города Солнца», — рассказывает Татьяна Павловна. — Похороны гидростроителей, большинство из которых были участниками войны, должны были соответствовать духу времени. Строительство на территории кладбищ торжественных павильонов для гражданских панихид, заменяющих собой церковное отпевание, стало очередной попыткой советской власти заменить в похоронном деле религиозный ритуал на новую социалистическую обрядность, но с опорой на духовные традиции.

Ученный-исследователь уверена, что перед архитекторами Ленинградского филиала Госинжгорпроекта стояла непростая задача – разработать чертеж нового типа здания, которого раньше не было в СССР

— Скорее всего, — продолжает историк, — ленинградских архитекторов мортуария вдохновили дореволюционные ритуальные строения Санкт-Петербурга: склепы и здания в классическом стиле. И наиболее похожим на прообраз мортуария мог послужить Дом отпевания и омовения на еврейском кладбище (автор Я. Г. Гевирц, 1907 г.).

Сверху мортуарий имеет форму буквы «П», что, по мнению Татьяны Назаровой, неслучайно. В церковнославянском языке эта литера имела значение «покой» и означала мир, спокойствие, кончину.

— На верхней перекладине «П» имеется круглый выступ, — комментирует Татьяна Павловна, — который очень напоминает апсиду в православных храмах. Ту часть, где располагался алтарь. Все, кто там бывал, отмечают хорошую акустику. Видимо, это использовалось именно для музыки. И, скорее всего, это было еще и подсобное помещение, где, помимо аудиоаппаратуры, могли храниться флаг, аптечка, газовый баллон и другие подсобные материалы.

Полукруглая пристройка с хорошей акустикой и хозпомещением

Построили, но не пользовались?

Сведения о единственности волжского мортуария в России автор исследования несколько корректирует.

— Нам удалось найти еще три подобных пантеона, построенных до 1957-го, — рассказывает Татьяна Назарова, — согласно типажам Госинжгорпроекта, в духе сталинской архитектуры. Один — в Москве, в Кузьминках — до наших дней не сохранился. Второй – тоже в Москве, на Головинском кладбище. Он в 1990-е был перестроен под православный приход. Третий — на кладбище в городе Салавате в Башкирии. Вот он сохранился до сих пор. Таких мортуариев успели построить, полагаю, меньше десяти.

Мортуарий в Салавате, на ритуальном кладбище

Удивительно, что, пока проекты траурных павильонов разрабатывались и даже строились, описания самого обряда торжественной панихиды не было ни в одном нормативном документе.

— Из-за отсутствия разработанной церемонии прощания первые мортуарии, построенные до 1957 г., в том числе и волжский, первые 10 лет даже не использовались по назначению, — резюмирует Татьяна Павловна. — Серьезные шаги по разработке обряда были сделаны лишь в 1964-м, в Постановлении Совмина РСФСР № 203 «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». В мае 64-го в Москве прошло первое Всесоюзное совещание по социалистической обрядности. Именно после 1964 года раскритикованный и забытый мортуарий Волжского получил новый толчок к своему развитию. Он был отремонтирован и стал активно использоваться по назначению. Есть несколько свидетельств старожилов города, которые помнят, что торжественные похороны проходили в мортуарии после 1965 г.

Мортуарий

Консервация с потёртостями и краудфандинг

Что же даёт пантеону включение в госреестр культурного наследия, и ускорит ли это его реставрацию? Этот и ряд других вопросов мы задали волжанам, принимавшим в судьбе пантеона самое непосредственное участие.

Один из основателей сообщества «Мне не всё равно. Волжский» Алексей Герасимов

— Включение мортуария в реестр культурного наследия — большой шаг для сохранения истории нашего города, — рассказал «ВП» один из основателей сообщества «Мне не всё равно. Волжский» Алексей Герасимов. — Реестр — электронная площадка с открытым доступом, и все заинтересованные лица теперь будут знать о существовании такого памятника истории, о том, что он расположен в Волжском, что из себя представляет и, самое главное, что находится под охраной государства. С момента признания пантеона объектом культурного наследия на собственника возлагаются обязанности по его сохранению, а у госорганов появляется право контролировать состояние памятника, принуждать собственника к активным действиям по его сохранению.

Своим приказом Облкультнаследие утвердило границы и режимы использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Мортуарий». Каким образом это его защитит?

Фрагмент Приказа Облкультнаследия
Главный архитектор Волжского Илья Поступаев

— За последние годы мортуарий пришёл в удручающее состояния из-за бездействия со стороны арендатора, — пояснил «Волжской правде» главный архитектора города Илья Поступаев. — Статус объекта культурного наследия региона позволит сохранить пантеон для потомков в первозданном виде. Для него установлен режим использования территории. Если говорить простым языком, то там прописано что можно делать с объектом, что категорически запрещено и как можно использовать территорию. Например, на ней полностью запрещено строительство и изменение объемно пространственных характеристик существующих объектов, но разрешается проведение работ по их сохранению.

Какие же у мортуария перспективы на будущее?

Мортуарий разрушается

— Во-первых, нужно приложить все усилия, чтобы в ближайшее время хотя бы законсервировать объект, — продолжает Алексей Герасимов. — Прекратить разрушение. И уже в дальнейшем восстановить его, не лишая «потертости времени». Ведь мортуарий имеет не только историческую ценность, но и большую туристическую привлекательность. Волжский — молод и не может похвастаться большим количеством таких оригинальных архитектурных изысков. Поэтому он должен использоваться как объект привлечения в город туристов, а не по своему прямому назначению. Это во-вторых. А в-третьих, мне кажется, было бы правильным вернуть мортуарий в «родную гавань», т. е. в муниципальную собственность. Так за него было бы спокойнее.

А меж тем в городе уже начата разработка концепции использования пантеона.

Мортуарий. Взгляд в будущее…

— У нас есть возможность сохранить объект в первозданном виде и при этом приспособить его для современного использования, — комментирует Илья Поступаев. — Благоустроить прилегающую территорию, оснастить объект архитектурной подсветкой. Я считаю мортуарий очень важным объектом для города и всегда стараюсь показывать его гостям. Я уже начал разработку концепции по его использованию и совместно с Управлением муниципальным имуществом и отделом урбанистики рассматриваю разные варианты по его финансированию. В том числе и с использованием краудфандинговых платформ.

Входная группа кладбища № 1

Историческая справка по кладбищу № 1 и мортуарию

Лето 1952 г. – выделен участок под новое кладбище.

Декабрь 1955 г. – рытьё котлована для фундамента под мортуарий.

Март 1956 г. – начало строительства мортуария.

1957 г. – начало регистрации захоронений.

1958 г. – введены в эксплуатацию все объекты кладбища.

1962 г. – на карте появляется обозначение дореволюционного кладбища с. Безродного.

1963 г. – внешняя отделка мортуария (штукатурка, побелка), ремонт пола.

1965 г. – попытка закрыть кладбище № 1. По новому Генплану города оно попадало под застройку. Его площадь на тот момент: 6,5 га.

Мортуарий, траурный постамент

1968-1969 гг. – при строительстве 7 м/р и школы № 22 было полностью распахано дореволюционное кладбище Безродного. Часть могил перенесли на кладбище № 1.

1974 г. – официальное закрытие кладбища № 1, хотя подзахоронения продолжались.

2006 г. – павильон траурных собраний закреплён за МУП «Комбинат коммунальных предприятий».

2016 г. – павильон траурных собраний приобретён на аукционе ВРП «Память» за 1 миллион 493 тысячи рублей.

25 марта 2025 – приказом Облкультнаследия волжский мортуарий включен в единый госреестр культурного наследия народов РФ в качестве объектов регионального значения.

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь