Поллитра «от Тиффани»: волжские мастерицы плавят бутылки и режут стекло на лапшу

1775
реклама

Стеклянная бутылка – это не только замечательная ёмкость для хранения жидкости, но ещё и отличный материал для творчества. Кто-то делает из неё вазы, украшая подручными средствами, кто-то – внедряет внутрь модели кораблей. А в Волжском две мастерицы – Дарья Шинкаренко и Лариса Батракова – подвергают её, узкогорлую, термической обработке, после чего получаются очень необычные сервировочные тарелки и интерьерные штучки. Ради такого увлекательного дела Дарья распрощалась с работой, а её мама-пенсионерка Лариса Александровна стала надёжным компаньоном. О тонкостях не совсем обычного для нашего города вида ремесла узнала журналист «Волжской правды».

Тяга к бутылке

Сегодня ни Дарья, ни Лариса Александровна мимо оставленной кем-то за ненадобностью бутылки просто так не пройдут. Обязательно оценят потенциальный материал для творчества и, если он будет представлять интерес, заберут. Нынешней весной, принимая участие в экологической акции по уборке берега Волги, Даша попросила активистов складывать стеклянные бутылки отдельно и после завершения мероприятия направилась домой с двумя нагруженными пакетами.

– Плавить бутылки придумали не мы, сейчас в Интернете очень много информации об этом виде творчества, – рассказывает Дарья Шинкаренко. – Наше оригинальное слово в том, чтобы придать ей в процессе обработки необычную форму. Например, мы придумали делать из бутылок причудливые пепельницы. Эта идея понравилась владельцам одной из частных пивоварен, несколько штук мы изготовили дня них на заказ. И вообще мы хотим развить направление по переработке вторсырья.

После плавки из бутылок получаются необычные панно, которые дополняются рисунками с использованием специальных красок или декупажа. А ещё стеклянную тару можно превратить в стильные часы. Времени и электроэнергии на такую трансформацию уходит немало. Поделки выпекаются в печи при 800 градусах около девяти часов. Важно соблюсти точный температурный режим и график, иначе изделие может треснуть или оплавиться неправильно. А ещё перед тем, как поставить стекло в печь, нужно его очистить от всяких наклеек и обезжирить, чтобы не осталось даже отпечатков пальцев. Иначе они так и будут красоваться на изделии.

Привет от сарматов

Идея связать своё увлечение со стеклом появилась у Дарьи ещё в студенческом возрасте, когда она, учась в институте на регионоведа, ездила в начале нулевых годов на раскопки в Царёв, где когда-то обитали сарматы. Там молодёжи удавалось доставать из недр земли в том числе старинные сосуды и женские украшения. После этого девушка успела поработать картографом, менеджером по продажам, а также сотрудником в Центре иностранных языков. И в это же время успела отучиться на специальных курсах, где познакомилась с разными техниками обработки стекла. В последнее время она трудилась в отделе рекламаций одной из местных компаний, откуда, собственно, в мае нынешнего года и ушла в творческое плавание.

– Чтобы организовать своё дело, нужны финансы и моральная готовность, – продолжает Дарья. – Конечно, после окончания курсов, а было это в 2011 году, я кое-что делала дома в технике Тиффани. Показывала друзьям, знакомым – им нравилось, но чего-то не хватало, чтобы кардинально сменить профессию. Толчком стал успех старшей сестры, которая открыла своё ателье, она и посоветовала нам с мамой начинать.

Мысль о том, что покупка дорогостоящей техники – не залог успешного дела, тормозила волевое решение, но Лариса Александровна сказала своё веское слово и пообещала помогать. В итоге, в жертву был принесён гараж. На деньги от его продажи были куплены достаточно вместительная муфельная печь, прочее оборудование, инструменты, формы и сопутствующие материалы.

Конфетница из окна

Творческим людям только дай специальную печку, и они будут готовы плавить в ней всё стеклянное, что попадается под руку. Думаете, наши мастерицы ограничились бутылками и художественным стеклом? Нет. Сегодня они запекают там двух- и трёхлитровые банки, баночки из-под детского питания, а ещё осколки разных размеров, придавая им округлую форму.

На сленге мастеров они называются «кабашоны» и служат для того, чтобы «рисовать» узоры на заготовках, которые вместе с ними ставятся в печь. Из двухлитровой банки получилось «лицо инопланетянина»,

из её мини-варианта – интерьерное украшение. Кстати, первым, что эксперементаторы стали плавить в своей печи, был осколок оконного стекла, из которого получилась небольшая конфетница.

Работают мастерицы и с художественным стеклом. Из него они делают благородные вазы, фруктовницы и тарелки, украшением которых служит рисунок из стекла другого цвета. Для некоторых сначала нарезают стекло на «лапшу» различной ширины и раскладывают её так, чтобы под воздействием высоких температур фрагменты начали плавиться и соединяться друг с другом. В конечном итоге изделие приобретает решётчатый вид с пустотами через определённые расстояния, что придаёт ему некую «воздушность». На изготовление такой вещицы уходит от трёх до четырёх рабочих дней.

– Вместе с приобретением печи у нас появилась мотивация, – дополняет Лариса Батракова. – Стали возникать идеи. Я как архитектор по образованию сразу начинаю рисовать. Даша подключается, и мы в паре очень хорошо работаем. Разделения труда практически нет, ну если только то, что дочь больше техническими моментами занимается.

Сейчас умелицы думают о том, как выполнить очередной заказ – часы во всю стену, где цифры заменят бутылки причудливых форм. В планах поучаствовать в городской осенней выставке, начать делать украшения из стекла и продолжить свои бутылочные эксперименты.

Справка ВП

Фьюзинг. Техника спекания цветного стекла в печи. В таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами, которые спекаются в печи при температуре 800°C и становятся однородными, вплавляясь друг в друга.

Тиффани. В этой технике каждое стёклышко обтачивается и обрамляется медной лентой, потом эскиз выкладывается на кальке, где стёклышки соединяют между собой, спаивая их оловянным припоем с каждой стороны, а потом весь витраж покрывают патиной.