Хорошо ли вы знаете, чем занят ваш ребенок в свободное от учёбы время? Какое у него хобби? Откуда у него деньги? Подобные вопросы часто возникают в голове родителей, заметивших явные изменения в поведении своих чад. Появление обновок, новый телефон или апгрейд старого, регулярные исчезновения по ночам, снижение успеваемости… Знакомо? Тогда поговорим о тех, кто делает закладки. Не для книг…
Закладчик: тайм-менеджмент и занятость
В начале апреля журналисту нашего издания через мессенджер Телеграмм поступило интересное предложение от не менее интересного работодателя. Корреспондент представился старшеклассником и вступил в переписку. Вербовщик Ярослав предложил 3-4-часовую занятость в день и недельный заработок в размере 70-80 тысяч рублей.
Вначале он шифровался: «получив большую посылку, ты должен будешь разделить её на маленькие и разложить по укромным местам».
Но позже термин «закладчик» всё же прозвучал, и «наниматель» попытался подсластить пилюлю, уверяя потенциального работника в безопасности и необходимом обучении.
Самым изящным моментом собеседования стало предложение вербовщика помочь «школьнику», закопавшемуся в уроках и проверочных, с тайм-менеджментом…то бишь с грамотным распределением своего времени.
Причем, наниматель проявил недюжинную напористость, практически ежедневно напоминая о себе и своём предложении уже не знающему как соскочить «пацану».
О том, к чему приводят подобные беседы, что из себя представляет работа закладчика, каково сейчас наркополе города и каковы последствия для вовлеченных в него, мы спросили у начальника отдела по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Волжскому подполковника полиции Александра Петряева.
— Вербовка молодежи для бесконтактного сбыта действительно проходит через мессендженры, — комментирует подполковник полиции. – Так называемые«работодатели» запрашивают у претендентов персональные данные, а также их фото- или видео-подтверждение.
Бесконтактный способ сбыта в Волжском распространен. Закладки обычно делают у подъездов, в лесополосе и внизу в частном секторе. Это, как правило, небольшой прикоп – 3-5 см вглубь и фотография через специальное приложение, которое сразу же создаёт геолокацию.
— После персональных данных, вербовщики обычно кидают ссылку, — продолжает Александр Дмитриевич, — и переписку ведет бы уже другой оператор в другом чате, обучая как это правильно делать. В какое время мы поймать не можем, когда и где полиции меньше, о том, что этого нельзя делать у жилых домов, где кругом видеокамеры. Затем последует разъяснение о стоимости. Одна закладка стоит от 400 до 1000 рублей, в зависимости от магазина и веса товара. Сейчас огромное количество интернет-магазинов по продаже наркотиков. Все они используют для этого мессенджер Телеграмм. Заходят в них через VPN-сервис, потому что все эти площадки, как правило, заблокированы Роскомнадзором. Но это всё равно не способствует конспирации. Колонии наполняются. Вычисляем, находим, наказываем.
Оплата биткоинами и магазины за рубежом
Оплата на таких онлайн-площадках происходит через криптовалюту. То есть, наркоман через банковское приложение конвертирует криптовалюту в своём кошельке, который зарегистрирован на сайте, ему начисляют биткоины, и он покупает наркотики.
— Оплата закладчикам зачастую идёт через эту же площадку, но в обратном порядке, — уточняет руководитель нарконтроля. — Подтверждают свою работу они фотоотчетом. Кто-то делает по 30 закладок, кто-то — по 200. Прибыльный заработок… И наркоманов среди них всего процентов 10. Большая часть — из нормальных семей и не судима.
В минувшем году за распространение наркотиков в Волжском был задержан 71 человек. Большей частью — молодежь от 18 до 35 лет. И с каждым годом эта планка молодеет. Если в 2023 году за весь год было задержано 3 подростка, то в 2024 году трое задержаны только в I квартале.
— Среди задержанных большей частью организованные группы, — рассказывает наш собеседник. — В 2023-м было заведено уголовное дело на 7 человек. Муж и жена вовлекли друзей и промышляли группой. Все – молодые: 98, 99, 2001 и 2002 годов рождения. Сейчас в этой сфере 40 и 50-летних практически нет. Ведь всё ушло в интернет. Нужны навыки. У молодёжи с этим проще. Толкает на это, конечно же, желание лёгкого заработка. Никакого физического труда: сухо, тепло, прогулка по СНТ…
Но закладчики при этом и самая привлекаемая в сфере наркоконтроля каста. Более 80% осуждённых в регионе отбывают срок именно по статье 228 УК РФ. Их легче вычислить. Организаторы магазинов большей частью — за рубежом. Их розыск занимает больше времени, но и они, в конечном итоге попадают за решётку.
— Например, в минувшем году была выявлена и ликвидирована популярная интернет-платформа Hydra, — продолжает Александр Дмитриевич. – Расследование ведет совместная российско-белорусская следственная группа. Этот преступный сервис несколько лет действовал в теневом сегменте интернета, предоставляя доступ к онлайн-магазинам по продаже наркотиков. Возбуждено несколько уголовных дел. Обыски прошли на территории Москвы, Московской области, Хабаровского края, Краснодарского края и Республики Беларусь. Изъято более 200 электронных носителей, свыше 350 миллионов в рублях и валюте, четыре электронных кошелька с биткоинами, жилая и коммерческая недвижимость, дорогие авто и предметы роскоши…
«Синтетика» и «соли»
Наиболее распространена в регионе так называемая «синтетика», то есть психоактивные препараты, полученные искусственным путем. Среди них — метадон, близкий по действию к героину, используемый для лечения героиновой зависимости и практически в 10 раз превосходящий его по стоимости.
— По региону в разы увеличилось количество отравлений, — отмечает наш собеседник. – С передозировкой обычно принимает 25-я больница Волгограда. В том году 2 подружки, соседки, спортсменки, отличницы, познакомились с мальчиком из ближнего зарубежья. Он предложил им употребить белый порошок. Одна умерла мгновенно, вторую успели реанимировать. В Волжском летальных случаев с несовершеннолетними пока не было. А вот среди взрослых случалось.
Распространяют «синтетику» большей частью этнические магазины, организованные представителями ближнего зарубежья. У них и закладчики, большей частью, земляки.
— Вычислять такие онлайн-площадки не сложно, — рассказывает Александр Дмитриевич. — Эти магазины попроще остальных. В них оплата идет по старинке…
На втором месте в регионе, но с очень небольшим отставанием, идут «соли», среди которых мефедрон и все его производные.
— Если брать только по Волжскому, то в 2023 году было изъято почти 5900 г. наркотиков, — делится статистикой руководитель наркоконтроля. – Из них 3 кг героина, 1 кг «синтетики», остальное – препараты растительного происхождения, находящиеся на количественном учёте. Две недели назад нам удалось закрыть магазин по продаже марихуаны через мессенджер Телеграмм. Жители Волгограда организовали дома минилабораторию, где выращивали коноплю. Спецоборудование приобрели в свободном доступе, поскольку оно изначально предназначено для благих целей. Делали закладки и сбывали урожай. В общей сложности за 3 дня волгоградским и волжским подразделениями задержаны 9 закладчиков 98, 99, 2001 и 2002 годов рождения. Один даже с инвалидностью… Сейчас они все арестованы, а магазин больше не работает.
Помимо наркотиков, довольно широкое распространение получили сильнодействующие вещества или так называемая «лирика»…
— Это обезболивающие препараты, — поясняет наш собеседник. — Официально они продаются в аптеках по рецептурным бланкам строгой отчетности. Но приобрести их можно и через интернет. Основной канал поставки — Москва. Теперь, когда они в перечне запрещенных, их тоже распространяют бесконтактно. По почте. В прошлом году изымали 200 г этой «лирики». Два подростка придумали себе бизнес: заказывали на просторах сети и сбывали. Оба арестованы. Основная проблема молодых — отсутствие занятости, масса свободного времени и желание лёгкого заработка.
Без условного и УДО
Выходить на закладчиков сотрудникам нарконтроля удается через рейды и мониторинг интернета.
— Мы знаем наиболее распространенные места, — рассказывает Александр Петряев. — Собираемся и выжидаем. Население, конечно, тоже сообщает. Но — очень редко. В основном звонят и говорят: «Приходите, у нашего подъезда наркоманы часто ковыряются». Выезжаем, конечно. Но, как правило, люди звонят не сразу, а через какое-то время. И, пока мы приезжаем, то уже никого не застаём. Ни разу еще никто не позвонил и не сказал: «Подъезжайте, вижу закладчика…»
Чаще всего привлекаются к ответственности студенты сузов.
— Из трех задержанных в этом году распространителей, двое именно оттуда, — комментирует Александр Петряев. – Обоим — по 17 лет, оба из хороших семей из Ленинского и Среднеахтубинского районов. Родители снимали им однокомнатную квартиру, деньгами обеспечивали. А пацаны устроились в магазин по продаже наркотиков: один фотографировал, второй закладывал. Сейчас оба под домашним арестом. А по ст. 228 УК РФ условного срока не бывает, и по УДО не выходят.
Осуждённые по этой статье получают, как правило, от 10 лет колонии. А пятая часть 228 прим. 1 и вовсе грозит пожизненным сроком.
— Мне как-то отец сына привёл, — вспоминает руководитель наркоконтроля. — Начал замечать в поведении что-то неладное: по ночам где-то бродит, преподаватели жалуются, что в учёбе скатился, пары прогуливает. Вскрыли телефон и обнаружили переписку, фото с координатами и точками. В этом случае – добровольный отказ от совершения преступления освобождает от ответственности. Как и добровольная выдача. Получается, отец спас ребенка…
Теперь у 17-летнего парня обычный кнопочный телефон без связи с интернетом и жёсткий контроль.
— Если говорить об употреблении, то оно в Волжском развито, — продолжает наш собеседник. – В минувшем году составлено 144 протокола по ст. 6.9 КоАП РФ. В этом году – 35. И тут – все возраста. И ответственность – одинакова за все виды препаратов. Разница лишь в весе. Выделить наркомана из толпы легко. Употребляющие «соли», к примеру, гиперактивные и расторможенные, как будто на шарнирах, с безумным взглядом. И еще: от них пахнет пластмассой. Наркотики оседают в почках, замедляется обмен жидкостями и дают такой запах. Те, кто употребляет «синтетику» — более спокойные. Но, в любом случае, наркоманов всегда выдают разбухшие от вен кисти рук.
Уберечь своего ребенка от вербовщиков, по мнению подполковника полиции, можно лишь тщательным контролем досуга и карманных денег.
— Если вы что-то заметили в поведении ребенка, необходимо сразу сообщать в наш отдел на ул. Логинова, 3 или по телефону дежурной части (02 или 102 с мобильного), — рекомендует Александр Дмитриевич. — Заявить, что хотели бы пообщаться с руководителем отдела о добровольном отказе от совершения преступления.
Изнанка сбыта от экс-кладмэна
О сбыте наркотиков изнутри нам рассказал бывший осуждённый по ст. 228 34-летний Алексей. Его и еще двоих волжан задержали еще в 2012-м. И, постепенно размотав клубок, добрались до организатора из Михайловки, который сбыл тогда операм, работающим под прикрытием, 2 пятидесятилитровых бидона из-под молока, полных марихуаны.
— При задержании он отстреливался, — вспоминает Александр Петряев, работавший в те годы в структуре УФСКН. – У него было изъято 25 килограммов готовых к употреблению наркотиков растительного происхождения. Он был производителем, к нему приезжал крупный поставщик из Волжского, который раздавал мелкую фасовку таким, как Алексей, а те – сбывали…
52-летний организатор тогда получил 13,5 лет. Чуть скостили за здоровье.
— В комнатах длительных свиданий я видел родителей таких пацанов, — рассказывает Алексей. – 18 и 20-летних, получивших по 14 лет срока… Как они плачут… Я видел таких тысячи… я был в шести колониях нашего региона… Скольких поймали… Сколько еще там. А сколько уже умерли… У меня пальцев рук не хватит перечислять. Тогда это был мой круг общения. Сейчас я смотрю на жизнь по-другому. У меня есть работа, семья и сын, которому 20 апреля исполнилось 9 месяцев. Ребят, которые смогли вернуться к нормальной жизни, всего процентов 20 из 100. И я таких знаю. И теперь они — круг моего общения.
Алексей рос в хорошей семье. Полной. Родители, двое братьев.
— Я сбывал наркотики еще с рук в 2012 году, — вспоминает Алексей. — Спичечный коробок марихуаны тогда стоил 800 рублей. Продавал только тем, кого знаю. А начал по глупости – за компанию. Предложили знакомые. Сказали: «Будешь получать хорошие деньги, зачем тебе работа?» Мне 21 год был, а тут такие лёгкие деньги, и работать не надо… Дурачок был… Хороший урок получил. 2 месяца всё шло хорошо: у одного – плантация, другой сушил, третий привозил и передавал мне каждые 2-3 дня, я сбывал. Такая цепочка. Покупал себе всё, что хотел, ездил на такси… Хватало на всё… Казалось, так будет вечно. Но расплата наступила быстро.
Бесконтактный способ сбыта, по мнению Алексея, не менее опасен.
— Он, конечно, прост, — комментирует бывший заключенный. – При наличии смартфона это сделать пара пустяков: привязать карту к телефону, заказать товар, скинуть скриншот оплаты, и тебе придёт адрес и фотка со стрелочкой, где лежит закладка. В пластилине, в гипсе, в чём угодно… Но в этой сфере очень много мошенников, которые кладут в пакетики совсем не то, что написано. Очень много погибает. Да и полиция вычисляет быстро. Всё-таки 21 век. Высокие технологии. Настоятельно не советую!
Возвращаться к нормальной жизни было не просто.
— Иногда хотелось плюнуть на всё, — вспоминает наш собеседник. — Закупиться и начать по новой. Но я понимал, что это – мимолетно, и что дома ждёт малыш, любовь которого безусловна. Каким бы ты ни был: небритым, уставшим, грязным… Он всегда к тебе приползет, обнимет… Вот это — ценно. И родители, которые тебе всегда рады. Этого упускать и терять нельзя. А, чтобы не попасть под дурное влияние, нужно просто иметь мозг. Если ты не думаешь о себе, то подумай хотя бы о маме, детях, брате, сестре… Я, например, племянника увидел, когда он уже курить начал. Столько лет прошло! Огромная часть жизни… Очень жалею. Не передать как! Берегите своих близких, не ведитесь на бесплатный сыр. Ничего хорошего из этого не выйдет.
И подытожить свой спецпроект мы хотели бы обращением подполковника полиции Александра Петряева к родителям подростков нашего города:
— Уважаемые волжане, сколько бы правоохранительные органы не проводили профилактических мероприятий, обучений и семинаров о вреде наркотиков, сколько бы мы не совершали облав и не закрывали интернет-магазинов и притонов, последнее слово всегда будет оставаться за вашим ребенком. Вербовка проходит успешно только потому, что большая часть подростков соглашается на эти сомнительные предложения и становится разменной монетой наркодельцов. Объясните своим детям, что лёгких денег не бывает. Научите их отказываться от бесплатного сыра и не лезть в мышеловку. Ведь, сколько бы верёвка не вилась, она в любом случае приведёт за решетку. И тогда разъяснения будут уже ни к чему. Судьба и жизнь ребёнка будут сломаны.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru