Не «наш» жанр?
-Александр Александрович, почему в репертуаре всеми любимой «музкомедии» вдруг появились мюзиклы? Что это — дань моде?
-Дело не в этом. Кальман и Штраус — это классика, их оперетты знают наизусть несколько поколений зрителей. Однако в репертуаре должны быть не только «Сильва» и «Летучая мышь». Чтобы привлекать зрителей разных возрастов, мы должны шагать в ногу со временем. Нынешний зритель хочет видеть яркую динамичную историю, порой жёсткую, без сантиментов, порой с философским подтекстом, слышать современные ритмы — а это и есть мюзикл.
-Маститые критики утверждают, что мюзикл — это «не наш» жанр, мы лишь пытаемся копировать западные образцы. Вы согласны с этим?
-Соглашусь, пожалуй, с тем, что на Западе иная культура пения, иногда кажется, что специально подбирают исполнителей с противными голосами, как было в «Поющих под дождём». При этом — потрясающая сценография, шикарные спецэффекты. И лишь в последние годы тенденция изменилась. А в России, напротив, с первых постановок уделяли большое внимание вокальному мастерству исполнителей. Тот же «Нотр Дам де Пари» на российской сцене был очень достойно представлен, почему и продержался несколько лет. Однако сегодня зрителю куда интереснее наш, отечественный мюзикл, нежели американский.
Пушкину бы понравилось
-Пушкин, как известно, наше всё. Именно поэтому первым мюзиклом на сцене ВМТ стал «Дубровский»?
-Переговоры с Кимом Брейтбургом мы начали ещё семь лет назад — и они касались совсем другого мюзикла, «Леонардо». Но этот проект воплотить не удалось. А года два спустя Брейтбург приехал в Волгоград с предложением поставить «Дубровского». И даже лично провёл кастинг. В итоге театр получил карт-бланш на постановку. На самом деле, «Дубровский» — далеко не первый мюзикл, поставленный на сцене нашего театра. В 1999 году была «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, позже — «Биндюжник и король» А. Журбина, оба спектакля пользовались успехом у зрителей.
-И всё-таки, почему мюзикл, а не популярная лет двадцать назад рок-опера?
-К сожалению, рок — это уже вчерашний день. Говорю как человек, выросший на музыке Rainbow и Deep Purple. В последние годы не написано ни одной рок-оперы, а мюзиклы появляются с завидной регулярностью – и они востребованы. На того же «Дубровского» приходит зритель от 12 до 90 – и смотрит, затаив дыхание.
-Но разве может провинциальный театр состязаться со столичными постановками, где есть и суперзвук, и супер-спецэффекты, где зритель идёт «на имена» на афише?
-Да, может. И тому доказательство тот факт, что автор либретто «Дубровского» Карен Кавалерян, специально приехавший на премьеру, заявил, что волгоградская постановка — одна из лучших в России. И это не лесть, поверьте. После десятого, юбилейного, спектакля к нам подошла девушка и рассказала: она из Минска, большая поклонница творчества Кима Брейтбурга. Решила посмотреть все постановки мюзикла «Дубровский», которые идут в российских театрах, вот и в Волгоград приехала. Наш спектакль произвёл на неё наиболее сильное впечатление.
«Мечтать о принцах – какой в этом толк?»
— В ваших спектаклях запоминаются даже второстепенные персонажи. А Карен Кавалерян, как известно, высоко оценил работу Александра Куприна, исполнителя роли Дубровского. Но, наверное, критики не были столь единодушны в оценке «Алых парусов»: у авторов получилась достаточно жёсткая история?
-Да, мнения разошлись… Когда в 2011 году «Паруса» Дунаевского стали ставить российские театры, я тоже загорелся. Посмотрел постановку в Екатеринбурге и… вышел из театра с ощущением безысходности: хэппи-энда нет, Грей пропадает в кабаках, а Ассоль вышла замуж за Меннерса… Нет, музыка очень понравилась, что ни номер — готовый шлягер, но сама история показалась чересчур мрачной. А вот постановка Московского Театра мюзикла в стиле стимпанк меня зацепила. Вернулся в Волгоград и приступил к репетициям. Мне кажется, нам удалось сохранить главную идею книги Грина: как бы ни была мрачна жизнь, важно верить в чудо, и оно сбудется. А чудеса нужны всем: и Ассоль, и Грею, и жителям Каперны, и даже Меннерсу.
-Ваш новый спектакль, «Д.Артаньян и три мушкетёра», — тоже на музыку Дунаевского, всем знакомую и всеми любимую. А не боитесь, что постановку будут сравнивать с культовым фильмом?
-Пусть сравнивают. И «Обыкновенное чудо» зрители сначала сравнивают с фильмом, а в финале уже не думают о сравнении — плачут и переживают за героев.
Мы немало потрудились, чтобы адаптировать киносценарий к театральной сцене. В ролях – «звёзды» музыкального театра Леонид Маркин, Максим Сытин, Игорь Шумский, Александр Куприн, Валерия Головкина… Я тоже выйду на сцену в небольшой роли Бэкингема. Помните? «Я не сказала «да», милорд!» — «Вы не сказали «нет».
Кстати, это самое настоящее «Возвращение мущкетёров»: спектакль по пьесе Марка Розовского после премьеры культового фильма ставили многие театры, Волгоградский музыкальный исключением не стал. Режиссёр-постановщик придумал, что Лувр будут изображать военные барабаны, а лошадей мушкетёрам заменят сёдла, подвешенные на штанкетах к колосникам. Это было крайне неудобно, и бравых мушкетёров поддерживали слуги. А однажды на гастролях, где штанкетное хозяйство было на синтетических тросах, случился казус: тросы растянулись под тяжестью героев, сёдла почти опустились на сцену. Получилось, что мушкетёры скачут на игрушечных лошадках, что немало повеселило публику. К чести актёров, они невозмутимо допели «Пора-пора-порадуемся» до конца, так что в итоге им устроили овацию.
-«Мушкетёры» — последняя премьера сезона. Чем будете удивлять зрителей в будущем театральном году?
-Интересных новинок немало: «Шерлок Холмс и пляшущие человечки» Игоря Левина, «Железная маска» Егора Шашина, «Раба любви» Эдуарда Артемьева, «Парижские тайны» Кима Брейтбурга, «Приключения принца Флоризеля» Юлианны Донской… Будем думать.
Фото: предоставлены Волгоградским музыкальным театром, а также автора.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru