С гением графики связана еще одна круглая дата – в 2018 году отмечается 520-летие со дня создания произведения – резцовой гравюры «Похищение на морском чудовище» (1498), которая хранится в фондах Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова. Эта работа будет представлена на Втором Международном открытом фестивале графики «VITA-ART-TIME». Напомним, выставка Международного фестиваля откроется 4 мая в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Ильи Машкова.
Резцовая гравюра «Похищение на морском чудовище» Альбрехта Дюрера займет центральное место в экспозиции, являясь как истоком, так и «исходным кодом» графики. Великий Дюрер, будучи одним из основоположников этого вида искусств, был величайшим мастером западноевропейского Ренессанса: первый теоретик искусства среди североевропейских художников, Основоположник сравнительной антропометрии, автор практического руководства для художников на немецком языке.
Необычайной выразительности он достиг в ксилографии, реформировав традиционную манеру работы. Ксилография — это вид печатной графики и до Дюрера в ксилографии господствовал контурный рисунок. Гениальный Дюрер смог передать форму предметов, объём и светотень с помощью штрихов.
Шедевр Альбрехта Дюрера – гравюра «Похищение на морском чудовище» поступила в фонд Волгоградского музея изобразительных искусств в 1960 году на безвозмездной основе из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Название гравюры дано самим художником. На небольшом, по масштабу, произведении — 25х18,5 сантиметров – изображены фигуры женщины, морского чудовища, а также вид укрепленного города.
Существует несколько толкований сюжета. Одно из них рассматривает гравюру как иллюстрацию к легенде о морских чудовищах, похищавших женщин. Это толкование связывают с рассказом флорентийского гуманиста XV века Поджио Браччиолини о прекрасной девушке, похищенной морским чудовищем. Рассказ был опубликован в Нюрнберге, где жил в Альбрехт Дюрер, в 1472 году в издательстве А. Кобергера. Другое толкование – по Овидию — спасение Перимелы речным божеством Ахелоем.
Музей Машкова, учитывая ценность шедевра, крайне редко выставляет произведение, которому уже насчитывается более пяти сотен лет, но в честь юбилейных дат и международного фестиваля графики «VITA-ART-TIME» любой желающий может в открытом доступе увидеть подлинник Дюрера и представить – с чего начиналось искусство графики. Шедевр великого Дюрера будет экспонироваться в специальной магнитной раме с внутренним микроклиматом и специальным «музейным» стеклом, не пропускающим ультрофиолет.
Для справки: Будущий художник Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Старшего Дюрера. Он прибыл в немецкий город Нюрнберг в середине XV века, из Венгрии. У четы Альбрехта Старшего Дюрер и Барбары Хольпер родилось восемнадцать детей, но большинство умерли. Отец обучал своего сына Альбрехта Младшего ювелирному искусству, но он пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер уступил его просьбам, и в 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего в то время художника Нюрнберга Михаэля Вольгемута, чтобы впоследствии стать одним из величайших мастеров эпохи Возрождения.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru