«Снежные» птицы в солнечном городе: особенности зрения помогают певчему соборного храма создавать оригинальные картины

реклама

Часто ли вы пробуждаетесь под впечатлением от яркого цветного сна, который помните в деталях? Лично со мной такое случалось разве что в детстве. А вот для героя сегодняшнего повествования, 30-летнего Игоря Владимирского, красочные сновидения не редкость. Мало того, некоторые из них так вдохновляют художника, что он переносит их на полотна.

Я предположила, что, возможно, это некая особенность, присущая именно слабовидящим людям? «Нет, – возразил Игорь, – это всего лишь работа мозга». И, опираясь на научные данные, кратко описал классические стадии творческого процесса, даже процитировал известного физиолога Ивана Сеченова, который говорил, что «сны – это небывалые комбинации бывалых впечатлений».

– Вот, например, в картине «Танец хрустальных птиц» соединились впечатления от двух разных событий. Весной 2020 года я ездил в Италию на православный международный молодёжный фестиваль «Братья», а за пару месяцев до этого был на другом фестивале – ледяных скульптур, который проходил в Курске (Игорь 10 лет жил в этом городе. – Прим. авт.). И всё это отразилось в моём сне, где красивые птицы изо льда порхали летним днём на улице города, похожего на европейский.

Казалось бы, очень логичное объяснение. Но много ли найдётся людей, чей мозг регулярно выдаёт такие вот причудливые живописные образы? Несомненно, это Божий Дар. Дар по-своему видеть, чувствовать и воссоздавать окружающий мир.

«Наивная» живопись

Для меня стало открытием, что, оказывается, для художника плохое зрение – это плюс. Парадокс, не правда ли? У Игоря с рождения видит только один глаз – правый, да и то слабо.

– Ошибка большинства начинающих художников состоит в том, что они пытаются перерисовать все мелкие детали. А это дробит и портит картину. Целое – первично, детали – вторичны. Недаром преподаватели по живописи часто просят студентов прищурить глаза, чтобы всё расплылось, либо отойти подальше. Мне же этого делать не надо, из-за близорукости я и так вижу мир размыто, что и даёт ту самую цельность. А когда пишу с натуры, правый глаз работает как рамка видоискателя, помогая определить положение объектов на холсте. Ещё педагоги отмечали, что восприятие цвета у меня намного лучше, чем у тех, кто имеет стопроцентное зрение. Так что для художника очень даже хорошо быть немножко подслеповатым, – смеётся Игорь.

Я не знаток живописи, оценить её могу лишь на примитивном уровне «нравится – не нравится», «зацепило или нет». Картины Игоря притягивают, в них хочется всматриваться и разгадывать: на первый взгляд они напоминают детские рисунки, но за наивным фасадом скрывается что-то глубинное. А какие радостные цвета на многих полотнах! Сочные, яркие, «вкусные»… Невольно улыбаешься и умиляешься – будто малое дитя увидел. К сожалению, наша чёрно-белая полоса мало подходит для иллюстрации живописи. Но те, кого заинтересует творчество Игоря Владимирского, могут зайти на его личный сайт (https://vladimirskii.art), где представлены картины разных жанров: пейзажи, портреты, натюрморты, сюжеты.

В основном, Игорь пишет маслом, реже – акварелью. Сейчас он увлечён одной из многослойных техник живописи – фламандской. Удивилась, узнав, что рисует Игорь пальцами.

– Это не какой-то суперуникальный метод, – поясняет он, – им пользовались ещё некоторые мастера эпохи Возрождения – для растушёвки, например. Пальцами легче регулировать слой краски: где-то надо его растереть, а где-то положить рельефно. Тонкие линии, естественно, прописываю кистью.

Игорь относит себя к художникам-наивистам. Наивное искусство признаётся сейчас наравне с другими стилями живописи, его представители – непрофессиональные художники, у которых нет академического образования.

Город, знакомый до слёз

Игорь родился в Волжском в мае 1994-го. Рисовать начал с двух лет.

– Уже в этом возрасте у меня были и карандаши, и краски. А ещё я любил «музицировать» на игрушечном пианино, в 6 лет родители купили мне электрическое, а когда пошёл в музыкальную школу – настоящее.

Среднее образование Игорь получал в Центре реабилитации детей-инвалидов «Надежда» (в классе был единственным слабовидящим ребёнком) и параллельно в течение семи лет учился в музыкальной школе, которую окончил с отличием. Он всегда стремился к независимости и самостоятельности, поэтому после 10-го класса без проблем уехал из родительского дома в Михайловку, где пошёл в 11-й класс местной школы-интерната для слабовидящих. Получив в 18 лет аттестат, Игорь отправился в Курск и был принят там в музыкальный колледж-интернат для слепых на дирижёрско-хоровое отделение. Так начался счастливейший в его жизни курский период.

После окончания колледжа молодой человек поступил в Курский государственный университет, где одновременно учился сразу на двух факультетах – факультете искусств и арт-педагогики, а также на экономическом. Успешно окончив оба, получил на руки два диплома. Правда, ещё студентом понял, что педагогика не его призвание, да и музыка вряд ли будет претендовать на эту роль. Игоря целиком поглотила живопись, во время учёбы в университете он брал уроки в частной школе рисования, чтобы восстановить подзабытые навыки, полученные ещё в Волжском на занятиях в изостудии Центра «Надежда». Именно в Курске началось и проходило его становление как художника. Тяжело и больно было спустя 10 лет отрывать себя от этого города и возвращаться к родителям. «Я врос в него, и всё тут…», – признаётся Игорь. В Курске остались близкие друзья и дорогие сердцу люди, там прошли его первые персональные выставки, там у него была своя мастерская на территории большого творческого пространства, владельцы которого бесплатно предоставили молодому художнику место.

– Мы сдружились сразу же, при первой встрече. Это муж и жена. До сих пор у них хранятся мои картины, краски, холсты – они не против, говорят: «Если будешь приезжать, заходи, студия твоя». Очень добрые люди…

Уже полтора года как Игорь снова живёт в Волжском, но распрощаться с Курском он не смог и потому, чтобы хоть изредка навещать любимый город, решил получить третье по счёту высшее образование. Правда, уже заочно. И вот он опять студент Курского университета – на сей раз был выбран факультет «Теология и религиоведение».

Петь Богу и людям

В Курске произошло ещё одно знаковое для Игоря событие. Он пришёл в храм служить – нет, не в алтаре. На клиросе. Просто очень захотелось. Но верующему человеку понятно, Кто зарождает в наших сердцах подобного рода желания.

– Я поделился со своим университетским педагогом по дирижированию, что хочу петь в церковном хоре, и она отвела меня в Сергиево-Казанский кафедральный собор, познакомила с регентом. Богослужебных текстов я тогда не знал, только канву службы. Со временем всё выучил и стал петь наизусть, никуда не подглядывая. Из-за этого некоторые считают, что у меня феноменальная память.

Это действительно редчайший случай, поскольку глаза певчих во время службы, как правило, прикованы к пюпитру – каждый боится ошибиться. Игорь, кстати, сказал, что петь ему нравится больше, чем играть на инструменте.

С курским храмом у Игоря связано много тёплых воспоминаний и ярких впечатлений; картину, на которой его запечатлел, он назвал «Родной храм». Всё и все там были и остаются для него родными – родными по духу.

– Я благодарен Богу, что Он всё время меня поддерживает: посылает хороших людей, подсказывает интересные идеи для воплощения их в жизнь, помогает во всех делах. Я с Ним часто общаюсь, и не только в молитве, просто веду живые разговоры.
Почти все друзья Игоря верующие, а ещё они такие же творческие и увлечённые, как и он. Интересно, а какая она, современная верующая молодёжь?

– Это люди интеллектуальные, свободолюбивые, жизнерадостные, – говорит Игорь. – По крайней мере, я с такими общаюсь. Бывают, конечно, и зашоренные, чересчур серьёзные, которые будто стесняются радоваться, а ведь любовь она и выражается в том числе в радости. Но это, в основном, те, кто ещё не вышел из состояния неофитства. А вообще православная молодёжь – она разная.

Прикосновение благодати

В то, что каждый человек вечен, Игорь уверовал ещё в детстве, когда впервые в жизни столкнулся со смертью и побывал на похоронах бабушки своего друга. Его потрясло увиденное на кладбище, когда человека закапывали в землю.

– Я потом пробовал задержать дыхание и не понимал, как это возможно вытерпеть. И как они могут так долго лежать неподвижно, ничего не делая, в тесноте, темноте, где даже повернуться нельзя? Скукотища! Бедные мёртвые люди! С тех пор я стал долго и серьёзно размышлять на эту тему, постоянно задавал одни и те же вопросы родителям, бабушке с дедушкой: «Что происходит с человеком после смерти?» И хоть взрослые говорили, что всё заканчивается, я не верил. Как такое может быть? Я не мог вообразить это «ничто», как ни пытался.

Во время тех детских духовных поисков сердце мальчика коснулась благодать Святого Духа, и, как говорит Игорь, «появилось ощущение живого присутствия Бога». Но тогда шестилетний ребёнок не понял, какого рода чувство испытал, осознание пришло позже, вместе с верой.

Впервые о Христе и Его учении Игорь услышал в Центре реабилитации «Надежда» на уроках «Основ православной культуры», там же произошло и знакомство со священниками – батюшки регулярно навешали воспитанников Центра, беседовали с ними, отвечали на вопросы, исповедовали и причащали.

После первого в жизни Причастия Игорь вновь реально ощутил Божие присутствие. Знаю, что ни описать, ни объяснить это невозможно, потому и не пытала своего собеседника. Он только признался, что и сегодня это состояние периодически его посещает.

Вернувшись в Волжский, Игорь пошёл в соборный храм Иоанна Богослова, где вот уже полтора года поёт на клиросе. Практически ежедневно, а то и два раза в день (утром и вечером) он участвует в богослужениях, по сути почти постоянно пребывая в молитве.
Картины сейчас Игорь пишет дома, родители выделили ему под мастерскую маленькую комнату. После курской студии тесновато, конечно…

Любой художник творит не для себя, ему необходимо, чтобы и другие люди увидели, услышали или прочитали его произведения. Лично я очень бы хотела познакомиться с работами Игоря вживую. Его первая в Волжском выставка вполне могла бы пройти на территории соборного храма. В Пасхальную неделю, например…

Фото — из личного архива Игоря Владимирского

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь