Тарифам прописали заморозку

536
реклама

Самая свежая новость из этого ряда – решение правительства отказаться в грядущем году от индексации зарплаты военнослужащим, государственным служащим, судьям и прокурорам. Знать, совсем дело плохо, если даже до ока государева добрались.

Ну а самая обсуждаемая мера – это, конечно же, предполагаемое замораживание тарифов естественных монополий. Кто бы мог еще полгода назад даже помыслить о том, что в сложившихся с начала века российских экономических реалиях такое вообще возможно? С тех пор тарифы энергетических и транспортных госмонополистов успели увеличиться в среднем в 9 раз, намного опередив рост инфляции, суммарный скачок которой за тот период составил 300 процентов.

Реакция естественных монополий, привыкших без проблем извлекать выгоду из национального достояния, оказалась вполне предсказуемой. Для них ведь было бы противоестественно, вот так, за здорово живешь, отказаться от гарантированного лакомого пирога с казенной начинкой. В авангарде борьбы за сохранение статус-кво выступили «Российские железные дороги», реакцию руководства которых иначе чем шантажом и не назовешь.

Для затравки было объявлено, что в случае заморозки тарифов РЖД будет вынуждено в четыре раза сократить инвестиционные программы. Не подействовало. Тогда в ход пошли прогнозы о вероятном росте аварийности на железнодорожных магистралях, в связи с таким же вынужденным сокращением затрат на капитальный ремонт инфраструктуры и подвижного состава. И это не помогло. Пришлось выложить на стол переговоров с правительством козырную карту – угрозу кадровой оптимизации в двух вариантах: или сокращение отраслевого штата на 62 тысячи человек, или перевод 370 тысяч сотрудников на четырехдневную рабочую неделю.

В ответ правительство предложило руководству РЖД, а в его лице – и высшим начальникам из энергетических отраслей всерьез озаботиться сокращением собственных издержек вкупе с усиленным поиском внутренних резервов. И послаблений на этот счет, похоже, не будет. Ведь еще полгода назад бытовало официальное мнение, что для обеспечения поступательного роста российской экономики цены на нефть должны быть не меньше ста долларов за баррель. Сейчас они выше этого «прожиточного минимума», а у нас – стагнация, готовая, в случае бездействия, принять затяжной характер.

По расчетам правительства, заморозка тарифов естественных монополий в 2014 году добавит в российскую экономику 140 миллиардов рублей, которые пойдут на стимулирование инвестиционной деятельности компаний-немонополистов. Соответственно, темпы экономического роста в масштабах государства подскочат с нынешних семи десятых процентных пункта до трех полновесных процентов. И тогда – прощай, стагнация!