Время выборов – та самая благодатная пора, когда пожилое поколение в нашей стране может рассчитывать на неусыпное к себе внимание. И оно его получает, что вовсе не удивительно, поскольку пенсионеры по-прежнему составляют самую активную часть электората.
В агитационных материалах ходоков во власть по-прежнему применяется наиболее эффективный механизм, позволяющий достучаться до сознания право голоса имеющих. Это апелляции к светлому прошлому, равно как и к радужному будущему. Согласитесь, отличный приемчик для того, чтобы заретушировать значительно более тусклое настоящее.
Возьмем, к примеру, Фонд национального благосостояния, который изначально создавался для обеспечения добровольных пенсионных вкладов граждан Российской федерации и обеспечения сбалансированности (читай – покрытия дефицита бюджета) другого государственного фонда – Пенсионного. А дефицит этот уже приближается к трем триллионам рублей.
Так вот, уже принято правительственное решение об использовании части средств Фонда национального благосостояния не по их прямому назначению, а на финансирование ряда дорогостоящих инвестиционных проектов. Удивительно даже не само это решение, а перечень выбранных объектов. 450 миллиардов рублей из «пенсионной заначки» выделяются на строительство кольцевой дороги вокруг Москвы, высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая свяжет столицу с Казанью, и расширение Транссиба.
Казалось бы, уж если и вкладывать эти деньги, то только в быстроокупаемые проекты, реализация которых гарантирует дополнительные доходы в федеральную казну. Но тут все с точностью до наоборот. О какой окупаемости той же магистрали Москва – Казань может идти речь, если ее проектировщики, строители и будущие эксплуатационники уже сейчас просят деньги не только на само строительство, но и на дотационное ее содержание вплоть до 2050 года.
Чем дольше разбираешься, тем больше убеждаешься, что рыночные отношения у нас функционируют, скажем так … не совсем для пенсионеров. Сколько копий сломано уже в экономических диспутах на тему поддержки отечественных производителей. При этом совершенно не принимается во внимание тот неоспоримый факт, что главным потребителем изделий местного производства являются как раз пенсионеры. Российская элита давно уже отоваривается в заморских бутиках и салонах, близок к этому и все еще немногочисленный средний класс. В массе своей представители этих категорий наших соотечественников продукцией местной выделки откровенно брезгуют, хоть и уверяют, что патриоты. Поэтому прибыли на них местные товаропроизводители ни в жизнь не сделают.
Правда, и на пенсионерах – тоже. И это при том, что, как свидетельствует статистика, это как раз самая быстрорастущая часть российского населения. Тех, кому за семьдесят, сейчас 14 миллионов человек. Еще 12 миллионов «молодых пожилых», как называют в мировой социологии людей в возрасте от 60 до 69 лет. А на подходе уже 22 миллиона «кандидатов в старики». Это те, кому сейчас от 50 до 59 лет. В общей сложности – чуть ли треть населения России. Чем вам не «драйверы потребительского роста», если использовать популярную нынче терминологию?
На Западе, опередившем нас даже в тенденциях старения населения, пожилые люди именно в таком качестве и рассматриваются. Фирмы, специализирующиеся на производстве товаров для них, множатся и, как правило, процветают. У нас это по-прежнему невозможно, поскольку доходы рядовых российских пенсионеров на порядок ниже их зарубежных ровесников.
По сообщению Росстата, в первом полугодии среднее пособие по старости составило 9794 рубля, что всего в полтора раза больше прожиточного минимума. На такие деньги особо не отоваришься. Поэтому и покупают пожилые россияне тоже по минимуму, ограничиваясь, большей частью, скудным ассортиментом потребительской корзины.
Вот так и получается, что самая восприимчивая к отечественной продукции категория населения реально помочь местным производителям не сможет, даже если бы очень пожелала. Это понимают и сами представители российского бизнеса, открыто выражающие опасения, что платежеспособность населения будет сокращаться пропорционально росту количества россиян пожилого возраста. Доходит до того, что наметившийся наконец-то рост средней продолжительности жизни называется в предпринимательских кругах «тревожной тенденцией».
Если судить по программе социально-экономического развития страны на ближайшие два с половиной года, приоритеты у правительства останутся прежними. Резкого повышения доходов пенсионеров и недалеко ушедших от них бюджетников в ней не запланировано. Значит, и перемен к лучшему в жизни пожилых россиян тоже ждать не стоит. Может, к 2018 году тем из них, кто доживет, повезет больше.
Фото: bezformata.ru
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru