Уроки школьной «дистанционки»: легко ли даётся новый формат занятий волжским учителям и ученикам?

реклама

Что самое сложное в онлайн-уроках? Удалось ли детям и родителям «включиться» в новую школьную реальность? Заменит ли «дистант» традиционные занятия?

Все эти вопросы мы адресовали волжанам, напрямую вовлеченным в этот процесс. Общий вердикт: с новыми вызовами наша система образования справилась, но в «мирной» жизни нужно обязательно вернуться к традиционному, живому общению с учителем.

«Круглые сутки сижу за компьютером»

Анна Назарова, учитель начальных классов:

-Всю первую неделю мы думали, как выстроить систему. У одного ребёнка родители на дистанционке, им самим нужен компьютер, другой живёт на даче, где нет компьютера. Что делать?

Придумали. В своё время мы с родителями создали чат в вайбере, раньше  я делала в нём объявления, а теперь стала использовать эту площадку на полную мощность.

В моём четвёртом классе я веду уроки по скайпу, трое ребят, которые живут на дачах, общаются в ватсап. Встретились в прямом эфире, как будто в школьном классе, ребята сразу приняли этот формат общения и обучения. Мы повторяем и закрепляем пройденный материал. Но и тут без доски и мела обойтись затруднительно. При решении задач по математике, например, требуется чертить схемы. Приходится заранее продумывать, как иллюстрировать уроки.

Занятия начинаются ровно в одиннадцать. Русский и математика у нас каждый день, а вот по рисованию и технологии иногда даю ссылки на презентации, чтобы ребята самостоятельно выполняли задания.

Работы у меня стало гораздо больше. Круглые сутки провожу за компьютером. Задания дублирую в электронный дневник, в родительский чат и на электронную почту. Обязательно прилагаю памятку – с правилами и пометками, чтобы взрослые могли проконтролировать выполнение домашнего задания.

На проверку «тетрадок» — то есть, фотографий выполненной домашней работы – тоже трачу много времени. Нужно ведь не просто поставить оценку, но и объяснить, где ошибка и как её исправить.

Для внеклассных мероприятий мы создали группу «Если дома скучно» в ватсапе. Вместе с ребятами проводим выставки,  мастер-классы, презентации. В конце апреля устраивали виртуальную выставку пасхальных яиц, потом, по предложению ребят, фотовыставку об их домашних любимцах.

То есть, работаем в рабочем режиме. И всё же это вынужденная мера: школу нельзя переводить на дистанционное обучение. Этот формат подходит далеко не всем, да и живое общение ничем не заменишь.

«Первый урок помог провести кот»

Александр Слепухин, учитель биологии и географии

-Сначала был шок и у нас, и у родителей. Онлайн-обучение мы в школе практикуем, но  в единичных случаях: если ребёнок заболел, например. А тут – сразу всю школу перевести на удалёнку…

Но что делать, раз форс-мажор? Я выбрал платформу «Зум» — к ней можно подключиться и  с телефона, и по компьютеру. Написал пошаговую инструкцию для родителей, даже провёл для них  онлайн-конференцию, ответил на все вопросы технического плана.

У нас самые обычные уроки: провожу опрос, объясняю материал, закрепляю. Можно проиллюстрировать тему, показать маленький фильм и прокомментировать.

Пятиклассникам было сложно заниматься в онлайн-формате. Помог мой кот: едва я начал урок, он прыгнул на стол, дети рассмеялись, я  обратил ситуацию в шутку, и барьеров как не бывало.

Нет проблем и с учениками 8-9 классов. Посещаемость на занятиях – 85-90 процентов. Отсутствуют ребята по техническим причинам: например, если компьютер в доме один, и он нужен родителям для работы. Но и в таких случаях мы находим решение.

Мне нравится, что в онлайн-формате я вижу реакцию ребят, они задают вопросы, уточняют, если что-то непонятно – всё как в школе.

Родители этот формат приняли не сразу, но теперь помогают нам контролировать выполнение домашних заданий. Для связи с ними использую все платформы: ватсап, вайбер, электронная почта, даже страничка вконтакте.

Да, я стал дольше сидеть за компьютером – проверка тетрадей занимает много времени. Но иначе не получается.

И ещё один урок  «дистанционки»: она показала, что от традиционных уроков отказываться нельзя. Учитель был и остаётся транслятором общественного мнения, воспитателем. В ближайшие сто лет, как мне кажется, онлайн-образование в школах так массово, как сейчас, введено не будет, Но отдельные его элементы можно  и нужно использовать.

«В день получаю больше 150 писем»

Людмила Кирсанова, учитель русского языка и литературы

-Когда перестала работать платформа «Сетевой город», мы создали  электронную почту для каждого класса, раздали ребятам пароли, туда они и присылают выполненные задания, а учителя проверяют. Я преподаю русский и литературу в 5, 7 и 10 классах, каждый день получаю больше 150 писем. Все их нужно прочитать, проанализировать, выставить оценку, объяснить ребёнку, в чём ошибки… Сижу за компьютером с половины девятого утра до полуночи.

Ещё использую площадку «РЭШ» — Российская электронная школа. Здесь ребята смотрят видеоуроки и самостоятельно выполняют задания. Занятия в онлайн-формате провожу дважды в неделю в скайпе. Из 19 десятиклассников – у них я классный руководитель —  урок «посещают» 17-18, пропускают, как правило, по уважительным причинам.

Работу в системе мы организовали, но всё же, как мне кажется, живые уроки, живое слово учителя никакая техника не заменит.

«Когда подключились учителя, стало проще»

Карина Михеева, мама учеников 2 и 8 классов

-Первую неделю было непросто: электронная платформа не выдержала массовых подключений, и детям пришлось самим разбираться, как выполнять задания. И, если младшему мы можем помочь, со старшим всё куда сложнее… Родительский чат разрывался, все спрашивали, где брать задания, как их выполнять, куда отправлять…

Школа организовала другие электронные площадки, наладила связь – и стало проще и понятнее. Ребята не изучают новые темы, повторяют пройденный материал.

Наши педагоги находят или сами записывают видеоуроки – как учитель математики, например, — или дают ссылки на качественный контент. Я, например, вместе с ребёнком с удовольствием слушала видеоурок английского языка: учитель всё разложил по полочкам.

Конфликтов из-за техники у нас не возникает: я уступаю младшему сыну место за своим компьютером. Он относится к занятиям ответственно: надевает наушники, активно отвечает на вопросы. После уроков сразу садится за домашнее задание. Со старшим тоже нет проблем.

Но всё равно пришла к выводу, что обычные школьные уроки гораздо результативнее. Потому я не считаю, что необходимо переводить обучение в онлайн-режим. Может быть, если будут придуманы новые технологии, если учителей снабдят всей необходимой техникой, часть занятий и можно будет проводить дистанционно. Но я – сторонник традиционной школы.

«Плохо, что нет прямого контакта с учителем»

Татьяна Финогенова, ученица 11 класса

-К дистанционному обучению отношусь неоднозначно. Учителя нашей школы  уроки по скайпу не ведут, просто выкладывают задания – тесты и сочинения — в «Сетевой город». Мы с одноклассниками выполняем их и отправляем на проверку педагогам. Иногда занимаемся в Российской электронной школе: смотрим видеоуроки и выполняем тренировочные задания.

Большой плюс «удалёнки» в том, что нам не ставят плохих оценок. То есть, если ты выполнил задание неправильно, учитель предлагает переделать его.  Но с освоением нового материала возникают проблемы — не хватает прямого контакта с учителем.

Нравится, что ты можешь сам выбрать удобное время для занятий. К тому же интернет под рукой – ищи на сайтах точные ответы на любой тест. Отсюда и хорошие оценки.

А самый большой минус – объём домашних заданий. Скажу без преувеличения, что весь день провожу за письменным столом.

Кроме того, мне кажется, что, если образование в удалённом формате продлится ещё несколько месяцев, школьники попросту перестанут читать книги, открывать учебники. Ведь готовые ответы и решения можно отыскать в интернете. А это не есть хорошо.

«Появилось свободное время»

Ирина Сучильникова, мама ученицы 10 класса

-В первые дни было трудно, а потом дети втянулись. Часть занятий, а также классные часы и родительские собрания проводятся в «Зум», учителям можно в любое время позвонить или написать, получить консультацию.

Удобно, что задания дают на неделю, уточняя срок сдачи. Так проще распределять нагрузку. Дочь спокойно, без спешки, завтракает, садится за уроки. Говорит: «Мама, не входи  в комнату до такого-то часа, у меня онлайн». Она ответственно относится к занятиям, понимает, что предстоит сдавать экзамены, потому лениться нельзя.

Не заметила, чтобы дочь стала тратить больше времени на уроки, хотя учит всё, что задано.

Никаких конфликтов из-за перехода на онлайн-режим в нашей школе не было, родители понимают, что случился форс-мажор, и нужно было искать выход из ситуации. И хорошо, что нашли.

…А в школу всё-таки хочется. Дочь очень скучает по одноклассникам и по учителям, я вижу.

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru