В конце декабря, 25 числа, Церковь праздновала день памяти святителя Спиридона Тримифунтского – одного из самых величайших христианских святых. Он родился около 270 г. на о. Кипре, вёл простую, добродетельную жизнь: имел большую семью, пас овец, трудился на своих полях и всегда помогал обездоленным. После смерти жены был поставлен епископом городка Тримифунт.
За любовь к Богу и ближним, за хранение чистоты Христовой веры Господь наделил будущего святителя дарами прозорливости и чудотворения – он исцелял больных, воскрешал умерших, изгонял бесов. Его мощи почти 1700 лет остаются нетленными, сохраняют некоторые свойства живой плоти и вес взрослого мужчины. А бархатные башмачки на ступнях святителя меняют несколько раз в году, так как они в прямом смысле оказываются стоптанными.
На Руси Спиридона Тримифунтского почитали издревле, особенно в крестьянской среде. Возможно, поэтому в конце нулевых, когда в маленьком посёлке Ленинского района под названием Восьмое марта образовался православный приход, Владыка Герман, возглавлявший тогда Волгоградскую митрополию, благословил ему в небесные покровители святителя Спиридона.
Во благо детей
В п. Восьмое марта, который соседствует с селом Заплавным, проживает около 400 человек. Два этих населённых пункта находятся на разных берегах Ахтубы, соединяет их понтонный мост.
Заплавное – одно из крупных заволжских сёл, где с 1993 г. действует церковь Николая Чудотворца. Кстати, Николай Угодник жил в одно время со Спиридоном Тримифунтским, и они хорошо друг друга знали – недаром на некоторых иконах святые изображены вдвоём, да и дни их памяти стоят рядышком – 19 и 25 декабря. Наверное, эти факты тоже повлияли на решение митрополита Германа.
Но зачем такому крохотному посёлку понадобилась своя церковь, если неподалёку есть большой храм? Это был первый вопрос, который я адресовала протоиерею Олегу ПОЛЯКОВУ – он с первых дней возглавил приход свт. Спиридона и был одним из инициаторов его создания.
Отец Олег – коренной волжанин, священнический сан принял в 1998 г. и 20 с лишним лет (до февраля 2021 г.) являлся настоятелем заплавненского храма. Вновь образованную общину батюшка взял тогда под своё крыло, поскольку она не имела юридической самостоятельности и была приписана к церкви с. Заплавного. Таковой остаётся и поныне.
Несмотря на то, что уже почти три года о. Олег – настоятель волжского храма свт. Луки Крымского, он продолжает окормлять прихожан в посёлке Восьмое марта – два раза в месяц, по субботам, а также в дни больших праздников, служит там литургию.
Как говорят, лучше один раз увидеть: и вот в одну из таких суббот мы вместе с батюшкой отправились в посёлок на его машине. Выехали из города рано, в седьмом часу. За 40 минут пути о. Олег много чего рассказал об истории этого сельского прихода и вот что ответил на мой первый вопрос:
– Восьмое марта возник в 50–60-е годы как отделение богатого степного совхоза, который, как и многие, в 90-х развалился. Люди потеряли работу, и поселковая жизнь стала приходить в упадок: закрылись клуб, детский сад, начальная школа, библиотека, остались лишь магазин, да фельдшерский пункт. К началу 2000-х сложилась тяжёлая социальная обстановка, в посёлке было немало многодетных неблагополучных семей. Заняться детям здесь нечем – один лес кругом. Заплавное, где есть и музыкальная школа, и православный центр «Умиление», вроде бы рядом, но доехать туда не на чем, а идти ребёнку одному пешком 3–4 км – это не дело. Поэтому и встал вопрос о том, чтобы организовать для здешних ребят Воскресную школу. Но существовать-то она может только при храме. Средства на его строительство пожертвовала супружеская пара из Волжского, которая помогает не только этому приходу.
За разговором мы быстро прибыли на место, было ещё темно, но батюшку уже встречали. Житель посёлка по имени Сергей открывал ворота, он здесь и сторож, и завхоз, и истопник – на часах семь утра, а в храме уже тепло.
Территория, отданная приходу, довольно большая и пока пустынная, когда-то здесь был центр посёлка. При возведении храма использовали оставшуюся от клуба кинобудку и фундамент стоявшей на этом месте школы. В планах настоятеля – построить рядом с церковью одноэтажное здание Воскресной школы на 100 кв. м, его проект уже готов, дело осталось за финансированием. Пока же занятия с ребятами проходят после субботней литургии прямо в храме. В расписании всего два урока – Закон Божий и творчество. Последний, что удивительно, ведёт мужчина, профессиональный педагог. Батюшка помнит его ещё мальчиком, учеником приходской школы в Заплавном.
В храме Спиридона Тримифунтского Воскресную школу посещают от 10 до 15 детей, и все они «восьмимартовские», в отличие от взрослых прихожан – их насчитывается человек 20, и лишь трое из них местные. Как говорит о. Олег, сочувствующих в посёлке много, но на службы они не ходят. Подавляющая часть прихожан приезжает из Заплавного; за долгие годы, что батюшка там служил, они духовно с ним сроднились и очень рады, что могут, как и раньше, предстоять перед Богом вместе с любимым пастырем.
Церковь вмещает человек 70–80 (обычно столько собирается на престольный праздник), внутри он светлый, чистый, с новыми иконами на стенах, будто только что открылся. Да так оно и есть – после чина Великого освящения, который год назад провёл епископ Калачёвский и Палласовский ИОАНН, храм словно «обновился».
По окончании службы прихожане очень тепло поздравили о. Олега с прошедшим днём рождения и организовали по этому поводу праздничное чаепитие, чего батюшка не ожидал. И хоть спешил в город по срочному делу, всё же присел за стол выпить чаю и немного пообщаться с приходом.
Вернувшись в Волжский, мы с о. Олегом расстались до следующей субботы, так как ровно через неделю он должен был служить литургию в соседнем селе – Бахтияровке.
Русский святой, родившийся в Орде
Бахтияровка – исконно татарское поселение, точная дата его основания не указана, но известно, что в 1859 г. здесь проживало более тысячи человек и действовало две мечети. А вот первый в истории села православный храм появился только в 21 веке. Так же, как и «восьмимартовская» церковь, он был приписан к Никольскому приходу с. Заплавного. Нетрудно догадаться, что его первым настоятелем также был (и до сих пор остаётся) отец Олег Поляков, то есть на попечении батюшки находятся сегодня три церковные общины.
Расписание служб в Бахтияровке такое же, что и в п. Восьмое марта – через субботу и в дни великих праздников. Да и число прихожан примерно то же, только местных среди них побольше – где-то одна треть. Остальные приезжают из Ленинска: кто на своём транспорте, а кто на такси, других вариантов нет.
Видимо, отдавая дань истории основания Бахтияровки, Владыка Иоанн принял решение посвятить этот храм преподобному Петру, царевичу Ордынскому. Я впервые услышала об этом удивительном святом, который был правнуком Чингисхана. Даир (так назвали его при рождении) жил в столице Золотой Орды, откуда тайно сбежал вдогон за ростовским архиепископом Кириллом, приезжавшим в Сарай по делам своей епархии. Молодого царевича впечатлил его рассказ о невероятных чудесах, которые совершаются перед мощами святителя Леонтия, и он захотел увидеть их воочию. В крещении Даир был наречён Петром, имел многочисленное потомство, основал в Ростове монастырь в честь апостола Петра, в котором и скончался в 1290 г., приняв перед смертью постриг. День его памяти – 13 июля.
Если верить интернету, в России этому святому посвящено всего несколько храмов.
Своё начало бахтияровский приход ведёт с 2014 г., когда в клуб на первую встречу со священником пришли всего четыре человека. Для них это было долгожданное и радостное событие! Та четвёрка и стала активом зарождающейся общины, повела за собой других верующих сельчан. Практически роль старосты выполняла тогда Зоя ЛАТЫШЕВА, которая охотно согласилась ответить на мои вопросы.
– Первое время батюшка приезжал только на праздники, служил молебны, – вспоминала Зоя Николаевна. – Почти два года мы собирались на молитву сначала в клубе, потом в правлении, а затем перешли в школу. И всё это время добивались у сельсовета, чтобы нам передали под храм пустовавший дом, где когда-то была библиотека. И добились! Заехали туда осенью 2016 г., тогда уж начались регулярные богослужения.
Здание было ветхое, обшарпанное, в окнах и двери – огромные щели. Первым делом побелили печку. Топим её, а жар наружу выходит. Зимой вставали в 5 утра, чтобы на санках привезти дрова и затопить печь, ведь в 7:00 уже начиналась служба.
Русская печка в этом храме сохранилась до сих пор, хотя помещение давно уже отапливается газом. Провести его, а также заменить окна и дверь, приобрести церковную утварь, помогли всё те же благотворители из Волжского, назову лишь их имена – Валентин и Наталия.
Батюшка отмечает, что прихожане в Бахтияровке очень активные и трудолюбивые. Благодаря семье Нестеровых в храме появилась вода, а деньги на покупку отделочных материалов собирали всем миром, ходили по домам. Благо, ремонтные работы оплачивать не пришлось, все их выполнил супруг Зои Николаевны, Салах. Дай Бог ему доброго здоровья! В селе, кстати, много межнациональных браков, но татар среди прихожан нет. А Салах и сегодня остаётся первым помощником настоятеля там, где требуются умелые мужские руки.
Казалось бы, по возрасту храм молод, но когда в него входишь, то помимо домашнего тепла и уюта, почему-то ощущаешь ещё и намоленность: то ли потому, что сам дом, возможно, имеет какую-то свою давнюю историю, то ли дело в наличии здесь старых деревенских икон – с металлической чеканкой и бумажными цветами за стеклом. Ведь кто-то очень давно перед ними молился… Удивило, что они сияют как новые. Оказалось, что все эти образа своими руками отреставрировали приходские мастерицы.
Бахтияровский храм не похож ни на один городской, он необычен и самобытен, как и его святой покровитель. Если представится такая возможность, обязательно в нём побывайте.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru