В волжском театре кукол «Арлекин» ставят актуальную пьесу о храбром докторе

1521
реклама

Это необычный проект: сказку поставил приглашённый режиссёр из Санкт-Петербурга Николай Боровков (журналистам показали генеральную репетицию). Над спектаклем работали художник-постановщик Алевтина Торик и композитор Станислав Важов. «Айболит» поставлен в рамках федерального партийного проекта «Культура малой родины», участником которого стал волжский театр.

Спектакль-игра

Спектакль адресован, в первую очередь, малышам – это сказка-игра. И честное слово, даже взрослым очень хочется принять в ней участие, перенестись ненадолго в волшебный мир детства, где лестница силой воображения превращается в мачту корабля, а обрывок верёвки – в мост над пропастью. Здесь можно играть в прятки и догонялки, сражаться с пиратом и примерять на себя любую роль: «Чур, я теперь буду Слоном!» – «А я – обезьяной Чичи!»

Это «не совсем кукольная история», как сказал кто-то из зрителей, здесь на равных работают игрушечные персонажи и «живые» актёры: Вячеслав Сулимов, Елена Мирошникова и Юрий Никонов. Азартно и весело разыгранная ими история доброго доктора и его друзей, конечно же, закончится благополучно. Айболит вылечит больных обезьянок, перевоспитает (не один раз в течение спектакля) страшного Бармалея и вернётся домой на весёлом Тянитолкае, напомнив зрителям нехитрую истину: если у тебя доброе сердце, если ты умеешь дружить и готов помочь тем, кто в этом нуждается, ты преодолеешь любые трудности на своём пути.

Кстати, любопытная деталь – по мнению создателей спектакля, сегодня, на фоне эпидемической ситуации, история о храбром «человеке в белом халате» приобрела особую актуальность.

Очень хочется, чтобы приключения Айболита и его друзей поскорее увидели юные зрители. Им понравится эта сказка!

Николай Боровков: «Важно, чтобы было, о чём переживать»

Николай Юрьевич, как возникла идея сотрудничества с волжским театром?

– С художественным руководителем «Арлекина», Александром Ело-хиным, мы однокашники: он, как и я, учился в ЛГИТМиКе, впоследствии приезжал ко мне на спектакли – и однажды предложил совместный проект. Я согласился. Работали мы с актёрами с удовольствием, надеюсь, и зрители будут довольны.

А почему именно «Айболит»? Потому что «на злобу дня»?

– Я об этом не задумывался. Просто люблю эту сказку Чуковского, и дети её любят и знают наизусть. История наложилась на современные реалии и воспринимается совсем по-другому. Кстати, в связи с пандемией нередко вспоминаю известные строки Бродского: «Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса». Иногда поэты бывают провидцами. Главное – уметь прочитать их послания.

Чем вы руководствуетесь, выбирая пьесу для постановки?

– Важно, чтобы история была хорошая, чтобы давала юным зрителям простор для сопереживания. Театр – это тренажёр для души. Малыши во время действия должны восторгаться и плакать, пугаться и радоваться вместе с героями истории. Современный зритель прекрасно знает, что в финале добро победит, а зло будет наказано, удивить его трудно. Зато научить сопереживать – в нашей власти.

Вы много лет проработали в Петербургском театре сказки. Почему ушли «в свободное плавание»?

– По состоянию души. Иногда ставлю спектакли в театрах других городов, если зовут. Принципиально не делаю постановок для взрослых. Многие режиссёры сегодня отчего-то стесняются и слова «кукольный», и детской аудитории, адресуют постановки взрослым, говоря, что актёрам нужно расти.

Наверное, они правы, ставить спектакли для детей легче?

– Труднее. Всё время скатываешься в свои взрослые шутки, сюжеты, ассоциации. Потому и обращаюсь к игровой форме – ребятам близок и понятен этот язык. А вообще грустно: сегодня в театре всё упрощается. И сами спектакли «ужимаются» до сорока минут. 25 лет назад, когда я пришёл работать в театр кукол, в репертуаре были трёхактные спектакли. Потом их стали сокращать до двух действий, до одного….

Потому что дети устают?

– Это взрослые устают сидеть так долго без гаджетов, а дети смотрят с удовольствием хоть двухактную пьесу, хоть трёхактную. Я на детей и ориентируюсь – стараюсь, чтобы им было интересно.

Справка «ВП».

Николай Боровков окончил ЛГИТМиК. До 1998 годаработал в Ленинградском государственном «Кукольном театре сказки». Поставил более 100 спектаклей в театрах Петербурга, Москвы, Ярославля, Вологды, Штутгарта. Под псевдонимом Николай Шувалов пишет пьесы для театра кукол, стихи для детей, сказки.

Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии «Золотой софит».