В волжском театре кукол «Арлекин» ставят актуальную пьесу о храбром докторе

0
365
реклама

Это необычный проект: сказку поставил приглашённый режиссёр из Санкт-Петербурга Николай Боровков (журналистам показали генеральную репетицию). Над спектаклем работали художник-постановщик Алевтина Торик и композитор Станислав Важов. «Айболит» поставлен в рамках федерального партийного проекта «Культура малой родины», участником которого стал волжский театр.

Спектакль-игра

Спектакль адресован, в первую очередь, малышам – это сказка-игра. И честное слово, даже взрослым очень хочется принять в ней участие, перенестись ненадолго в волшебный мир детства, где лестница силой воображения превращается в мачту корабля, а обрывок верёвки – в мост над пропастью. Здесь можно играть в прятки и догонялки, сражаться с пиратом и примерять на себя любую роль: «Чур, я теперь буду Слоном!» – «А я – обезьяной Чичи!»

Это «не совсем кукольная история», как сказал кто-то из зрителей, здесь на равных работают игрушечные персонажи и «живые» актёры: Вячеслав Сулимов, Елена Мирошникова и Юрий Никонов. Азартно и весело разыгранная ими история доброго доктора и его друзей, конечно же, закончится благополучно. Айболит вылечит больных обезьянок, перевоспитает (не один раз в течение спектакля) страшного Бармалея и вернётся домой на весёлом Тянитолкае, напомнив зрителям нехитрую истину: если у тебя доброе сердце, если ты умеешь дружить и готов помочь тем, кто в этом нуждается, ты преодолеешь любые трудности на своём пути.

Кстати, любопытная деталь – по мнению создателей спектакля, сегодня, на фоне эпидемической ситуации, история о храбром «человеке в белом халате» приобрела особую актуальность.

Очень хочется, чтобы приключения Айболита и его друзей поскорее увидели юные зрители. Им понравится эта сказка!

Николай Боровков: «Важно, чтобы было, о чём переживать»

Николай Юрьевич, как возникла идея сотрудничества с волжским театром?

– С художественным руководителем «Арлекина», Александром Ело-хиным, мы однокашники: он, как и я, учился в ЛГИТМиКе, впоследствии приезжал ко мне на спектакли – и однажды предложил совместный проект. Я согласился. Работали мы с актёрами с удовольствием, надеюсь, и зрители будут довольны.

А почему именно «Айболит»? Потому что «на злобу дня»?

– Я об этом не задумывался. Просто люблю эту сказку Чуковского, и дети её любят и знают наизусть. История наложилась на современные реалии и воспринимается совсем по-другому. Кстати, в связи с пандемией нередко вспоминаю известные строки Бродского: «Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса». Иногда поэты бывают провидцами. Главное – уметь прочитать их послания.

Чем вы руководствуетесь, выбирая пьесу для постановки?

– Важно, чтобы история была хорошая, чтобы давала юным зрителям простор для сопереживания. Театр – это тренажёр для души. Малыши во время действия должны восторгаться и плакать, пугаться и радоваться вместе с героями истории. Современный зритель прекрасно знает, что в финале добро победит, а зло будет наказано, удивить его трудно. Зато научить сопереживать – в нашей власти.

Вы много лет проработали в Петербургском театре сказки. Почему ушли «в свободное плавание»?

– По состоянию души. Иногда ставлю спектакли в театрах других городов, если зовут. Принципиально не делаю постановок для взрослых. Многие режиссёры сегодня отчего-то стесняются и слова «кукольный», и детской аудитории, адресуют постановки взрослым, говоря, что актёрам нужно расти.

Наверное, они правы, ставить спектакли для детей легче?

– Труднее. Всё время скатываешься в свои взрослые шутки, сюжеты, ассоциации. Потому и обращаюсь к игровой форме – ребятам близок и понятен этот язык. А вообще грустно: сегодня в театре всё упрощается. И сами спектакли «ужимаются» до сорока минут. 25 лет назад, когда я пришёл работать в театр кукол, в репертуаре были трёхактные спектакли. Потом их стали сокращать до двух действий, до одного….

Потому что дети устают?

– Это взрослые устают сидеть так долго без гаджетов, а дети смотрят с удовольствием хоть двухактную пьесу, хоть трёхактную. Я на детей и ориентируюсь – стараюсь, чтобы им было интересно.

Справка «ВП».

Николай Боровков окончил ЛГИТМиК. До 1998 годаработал в Ленинградском государственном «Кукольном театре сказки». Поставил более 100 спектаклей в театрах Петербурга, Москвы, Ярославля, Вологды, Штутгарта. Под псевдонимом Николай Шувалов пишет пьесы для театра кукол, стихи для детей, сказки.

Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии «Золотой софит».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here