В экспозицию «Праздник вкуса» вошло около ста живописных и графических натюрмортов, созданных отечественными мастерами ХХ-начала XXI века. Это лишь небольшая часть богатейшей коллекции натюрморта из запасников музея. Выставку украшают работы мастеров, получивших широкую известность, таких как Е.Моисеенко, А.Мыльников, З.Церетели, А.Никич. Конечно же, важнейшую роль в проекте играют работы мастеров «Бубнового валета»: А.Куприна, П.Кончаловского, А.Осмеркина, И.Машкова. Илью Машкова называли «королем натюрморта», а в 1930-е гг. к его товарищам по объединению «Бубновый валет» критика применяла ругательный термин «натюрмортисты». Во многом благодаря именно их заслугам натюрморт в нашей стране достиг невероятного расцвета.
Зритель вновь увидит знаменитые гимновые «Советские хлебы» Машкова, ставшие «визитной карточкой» музея и его же «десерты», написанные в духе голландских натюрмортов; хрупкие ирисы Дмитрия Жилинского и бесхитростный «Натюрморт с коромыслом» Раисы Затуловской, неожиданно нежный «Натюрморт с бочкой «нашего земляка Геннадия Котова и горький апофеоз смерти «Печаль вещей» адыгейского графика Феликса Петуваша. В экспозицию вошло большое количество произведений волгоградских художников. Выставка дарит возможность открыть для широкой аудитории новые имена, многие работы впервые будут представлены зрителю.
Мир натюрморта — поистине праздник вкуса для ценителей искусства. Экспозиция дает возможность получить представление о поистине безграничных возможностях этого на первый взгляд тихого, «скромного» жанра. Посетитель увидит изящные букеты и горы поразительно «съедобных» плодов, натюрморты концептуальные и штудийные, индустриальные и бытовые, прославляющие материальное великолепие мира и открывающие его бренность и хрупкость. Здесь есть натюрморты праздничные, триумфальные, траурные, лирические, медитативные. Предметы, запечатленные на холстах бездействуют, но каждый из них продолжает нести отпечаток рук своего создателя; вещи здесь выступают как носители идей, духовных ценностей.
Несколько веков натюрморт оставался в тени, почитался жанром малозначительным, ведь здесь трудно развернуть повествование о героических свершениях человека. Так было и в советские годы. Однако в начале ХХ века натюрморт выдвинулся на авансцену художественного процесса, превратившись в лабораторию по созданию новых языков искусства. Здесь художник получает возможность сосредоточиться на собственно художественных задачах, самом языке искусства, проблемах изобразительности, колорита, композиции, фактуры. Натюрморт позволяет поникнуть в «художественную кухню», проследить за ходом творческой мысли, потому особый раздел экспозиции посвящен отношениям «художник и мастерская». Обращаясь к натюрморту, художник чаще всего свободен от заказа, он волен выбрать натуру, которая ему близка. Творец обращается к тем задачам, которые волнуют именно его. Таким образом, натюрморт часто оказывается исповедальным жанром, в котором художник не просто раскрывает свои пристрастия, вкусы и настроения, но в которых он нащупывает правду, ищет ответы на жизненные и творческие вопросы.
Натюрморт- жанр, родственный лирической поэзии. Он взывает к самоуглубленному зрительскому восприятию, родственному той работе, что была проделана художником. Послание выставки многогранно. Завершая год экологии, музей предлагает еще раз поразмышлять об отношениях человека и мира.
Адрес: Волгоград, проспект Ленина, 21.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru