Массовому развитию финансового мошенничества в России способствовали следующие факторы:
– финансовая безграмотность населения и отсутствие опыта поведения в финансовой сфере. Самые известные и громкие финансовые мошеннические компании появились в конце 1993 года, когда россияне только приобретали опыт жизнедеятельности в новых рыночных условиях;
– обесценивание сбережений и высокая инфляция 90-х годов XX века, утрата доверия к государственным банкам и на этом фоне появление «привлекательных» и «обещавших золотые горы» новых финансовых структур;
– пассивная позиция травмированного социальными трансформациями государства, не предпринявшего никаких мер по предупреждению и пресечению злоупотреблений;
– мощное информационно-психологическое воздействие, продуманная рекламная деятельность мошенников, воздействовавших на неподготовленных и финансово непросвещенных россиян.
Накопительное страхование, автострахование на заведомо невыгодных условиях договора для клиента, страхование жизни в современных инфляционных условиях страховыми компаниями с непроверенной репутацией, отсутствие реальных, не рекламно-обещанных нормальных выплат гражданам, финансово-сетевой маркетинг («Гербалайф» и другие, активно субсидирующие под «будущие прибыли» «чудо – товары» (порошки, лекарства, приборы, косметику и т.д.), а теперь обещающие «будущие прибыли» от вложения, распределения денег в MLM), финансовые пирамиды (организации без лицензии, с отсутствием необходимой информации об их деятельности, сфере вложения финансовых средств, производимых реальных товарах и услугах, обещающие гарантированные проценты, «легкие заработки» при «нетрудной работе» и первичном вложении личных средств, использование в названии, рекламе, объявлениях фирменной символики известных компаний, не имеющих никакого отношения к их деятельности, ознакомление и оформление договоров после внесения средств, «вступительных взносов» клиентом), – являются формами финансового мошенничества, злоупотребления доверием граждан и следствием финансовой безграмотности населения.
Особое распространение, благодаря компьютерным технологиям, получил фишинг – вид Интернет–мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям с помощью поддельных сайтов, активно предлагающих товары и услуги.
Держаться подальше от любых распространителей финансовых продуктов, в том числе страховых, связанных с объединением в некую сеть, имеющих липовые документы, место, время регистрации компании, «стремительно ворвавшихся» на российский рынок, кредитных кооперативов, обещающих жилье, автомобиль за 50% от рыночной стоимости, оказывающих давление на психику клиентов через создание в «помпезных офисах» атмосферы неистового энтузиазма, или наоборот, не имеющих никакого офиса, фальшивых и нелегальных банков, кредитных организаций – однодневок, не имеющих лицензию, выданную Центробанком, но обещающих высокие проценты по вкладам, и низкие – по кредитам, быть внимательными при совершении любых банковских операций (пользоваться банкоматами в проверенных, охраняемых местах, осуществлять обмен денежных средств в проверенных пунктах обмена), предоставлении паспортных данных, личной информации, в том числе в Интернете, и ФИНАНСОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, – вот единственный путь для изменения ситуации в нашей стране, заслона противоправным действиям мошенников, формирования у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru