Продолжаем публикацию материалов под рубрикой нового информационного проекта. Корреспонденты «Волжской правды» рассказывают читателям о людях, чьи портреты изображены на памятных досках, и объясняют, почему именно им выпала такая честь.
Сегодня наш рассказ о Герое Социалистического Труда Анатолии Павловиче Ускове.
За мир во всем мире
Много лет тому назад мы сидели с Анатолием Павловичем в научно-технической библиотеке Волгоградгидростроя – в гостях у заведующей Нелли Павловны Орловой. Она тогда возглавляла не только НТБ, но и Волжский комитет защиты мира. Поэтому у Нелли Павловны и встретились, ведь Анатолий Павлович по просьбе Орловой пришел рассказать о Всесоюзной конференции сторонников мира.
Хотя он был не очень разговорчивым человеком, но тут эмоции его переполняли. Вспомнил, как сидел в переполненном зале среди именитых людей, которых никогда до того не встречал, но которых узнавал по знакомым портретам и фотоснимкам. Его предупредили, что на этом заседании ему дадут слово. И вот, теребя в дрожащих от волнения пальцах листок с планом своей речи, он ждал…
«И вся его жизнь с тех самых лет, когда мальчишкой ловил пескарей на волжских перекатах у грузовых пристаней, и до этого вот момента, когда ему предстояло подняться на трибуну и от имени строителей сказать здесь слово мира, весь его жизненный путь возникал в воображении яркими картинами» — написал в своем очерке об Ускове писатель Борис Полевой. И попал в самую точку. Так и было, судя по взволнованному рассказу Анатолия Павловича!
Рассказывал он скупыми, хотя и эмоциональными словами, при этом точно передал главные тезисы, обозначенные на конференции: что делать, как решать задачи в борьбе за мир во всем мире. А Нелли Павловна сказала тогда, что именно такие люди, как Анатолий Павлович, фронтовик и Герой Социалистического Труда, должен быть членом областного Фонда мира.
Жизнь, вплетенная в эпоху
Анатолий Павлович Усков приехал на строительство Сталинградской ГЭС уже знаменитым на всю страну. Да и как иначе, если и фронтовик, и Герой Социалистического Труда!
В Великой Отечественной войне участвовал в обороне Ленинграда, сражался в Сталинграде, получил тяжёлое ранение. Вернулся в строй, прошёл Белоруссию, Восточную Пруссию, День Победы встретил в Праге.
О том, как он воевал, лучше всего говорят его награды: орден Красной Звезды, ордена Отечественной войны 1-й степени, два ордена Отечественной войны 2-й степени, медали «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда».
После войны с отличием окончил Сталинградский механический институт. «Красный» диплом давал возможность самому выбирать место работы. Его приглашали в конструкторское бюро, но Усков, не задумываясь, выбрал строительство великой трассы Волго-Донского судоходного канала, где его назначили начальником первого в стране шагающего экскаватора, который был доставлен с Урала на ста (!) железнодорожных платформах.
Только за один год его экскаватор, экипаж которого составлял 17 человек, вынул три миллиона кубометров земли. Это даже не гора, а целый горный хребет, протянувшийся на десятки километров! Чтобы перебросить эти миллионы кубометров вручную, бригаде потребовалось бы 500 лет.
На родной земле
Но тянуло в родные края: Анатолий Павлович родился в селе Безродном. И когда он приехал на строительство Сталинградской (ныне Волжской) ГЭС, Герою доверили уже не один экскаватор, а целый участок. Анатолий Усков руководил выемкой грунта в котловане гидроэлектростанции. И снова — шаги к трудовым рекордам.
Затем его назначили начальником канатной дороги через Волгу. Дорога доставляла на стройку песок, щебенку с правого берега. Всего было переброшено свыше трех миллионов кубических метров инертных материалов.
Вообще это было уникальное сооружение. Первостроитель Зинаида Матвеевна Серебрякова до сих пор рассказывает о ней с восторгом. Четырёхкилометровый воздушный мост держался на двух металлических опорах высотой с 35-этажный дом. Равных ему по мощности и конструктивным особенностям не было в мире. Строительные материалы непрерывным потоком переправлялись через Волгу с правого на левый берег, где возводились основные сооружения гидроузла.
На Анатолии Павловиче Ускове лежала огромная ответственность. От надежности моста весом более двух тысяч тонн зависела доставка грузов. Ведь за один только час вагонетки перебрасывали на левый берег 900 тонн груза! И не дай Бог было этому потоку остановиться! Ходили по подвесному пешеходному мосту и люди. Так что аварии были исключены.
За три года, с декабря 1952-го по август 1956-го, по воздушной трассе перевезли пять миллионов кубометров стройматериалов. Если бы не канатная дорога, пришлось бы задействовать для этого 1800 полновесных железнодорожных составов.
После демонтажа канатки Анатолий Павлович был назначен главным механиком управления механизации строительных работ Волгоградгидростроя. О его профессиональных знаниях, богатом опыте свидетельствует трёхлетняя служебная командировка в Ирак, где Анатолий Усков принимал участие в строительстве канала Тартар — Евфрат. Но это, как говорится, уже совсем другая история…
Уже через год после смерти Героя на доме №31 по проспекту Ленина, где он жил почти 30 лет, установлена в его честь мемориальная доска. На ее открытие пришло тогда много людей. И до сих пор волжане вспоминают о своем земляке, удивительном человеке Анатолии Ускове с гордостью и восхищением.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru