Кинематографист-любитель из Волжского прославляет героев войны и художников

736
реклама

Чудеса вокруг героя

-Инициатива установки памятного знака принадлежала Александру Рогозину, с которым мы дружили. Ещё когда шла работа над фильмом «Ахтуба – река прифронтовая», обратили внимание на то, что в посёлке есть улица имени Лысенко, но немногие жители знают, что это за человек.

…Саша очень ждал открытия памятного знака, однако присутствовать на митинге не смог — лёг в больницу. Однако во время подготовки приезжал в посёлок. Пока шли подготовительные работы, нам удалось разыскать в Москве племянницу героя, она приехала на митинг вместе с мужем. Новость об открытии знака днём появилась на сайте «Волжской правды», а вечером на электронную почту газеты пришло письмо: «Степан Петрович Лысенко — это дед моей жены. Его сын, Владимир Степанович Лысенко, живёт в Пинске (Беларусь). О Степане Лысенко и всей Днепровской флотилии есть информация в семье, флотилия бронекатеров ведь из Пинска ушла в Сталинград. Будем рады любой информации. Виктор. Адрес…»

Подготовленная автором письма информация очень помогла при создании фильма. Да и вообще вокруг картины творились какие-то чудеса. Сначала вдруг нашлись родственники героя, потом мне рассказали, что в годы Великой Отечественной именем Лысенко назвали бронекатер. Ещё одна удивительная история — с Залом Славы на Мамаевом кургане. Оказывается, на одном из знамён значатся имена двух героев Волжской военной флотилии: адмирала Хорошкина и капитана Лысенко. Мы проверили по картотеке — это он, Степан Петрович.

Вот так короткая зарисовка о герое войны постепенно разрослась до полноценного фильма.

Всё началось в Париже

История того, как Константин приобщился к документальному кино, заслуживает отдельного рассказа.

-Впервые видеокамеру я взял в руки лет в сорок пять, — говорит он. — Сначала снимал свой сад, получилась серия зарисовок «Времена года». Потом была поездка в Париж — и я понял, что хочу «остановить мгновенья», прожитые на его улицах, и показать их другим. Так родилась серия фильмов «Мир в объективе моей камеры» (путешествия по России, Италии, Испании). Причём я делал сразу два варианта: десятиминутную версию и «расширенную» — минут на сорок; показывал их на заседаниях географического общества.

Друзья спрашивают: «Почему такой формат фильмов — видеоряд под музыку? Почему не рассказываешь о достопримечательностях?» Отвечаю: «Я гулял по городу без экскурсовода и просто снимал всё, что мне интересно. Это потом я отыщу в Интернете, что же такое я видел. Потому и предлагаю зрителям погулять вместе со мной по Парижу, по Венеции».

Несколько фильмов посвящены экспедициям по Ахтубе, которые мы совершили вместе с Александром Рогозиным, Александром Кияненко, Михаилом Гончаренко… Плыли на байдарках и снимали фильмы — каждый год по ленте.

О том, что мастерству видеооператора нужно учиться, я понял, когда показал знакомым один из первых своих роликов. Запечатлел какие-то моменты семейного праздника, устроил просмотр — и сделал вывод: «Это показывать нельзя». Камера пляшет, много «грязи»… Стал читать специальную литературу, постепенно обрастал нужной техникой. У меня в доме появился огромный рабочий стол, на котором стояли компьютер, большой видеомагнитофон, и я самостоятельно монтировал фильмы, на что требовалось нечеловеческое терпение и масса времени. Это сейчас есть специальные компьютерные программы, облегчающие процесс работы.

Ахтуба, которую я не видел

-В 2015 году мы с Александром Рогозиным и Михаилом Гончаренко получили муниципальный грант и сняли получасовой фильм «Ахтуба — река прифронтовая». Он посвящён Северному отряду кораблей Волжской военной флотилии. В августе 1942 года немцы вплотную подошли к Волге, их артиллерия и авиация простреливала её буквально «насквозь», поэтому, по решению советского командования, часть военного и гражданского флота была переведена на Ахтубу. Корабли Северного отряда (они находились как раз в районе села Безродного) до последних дней Сталинградской битвы вели обстрел врага, меняя дислокацию, так что фашисты не могли накрыть их огнём. Однако без потерь не обошлось. Два бронекатера под командованием капитана третьего ранга Степана Лысенко были переброшены на Волгу в помощь десантникам — их отряд высадился в Латошинке, но попал прямо в «объятия» фашистов и был вынужден вести неравный бой. Не повезло и речникам: немецкий прожектор осветил бок бронекатера, и артиллерийские батареи расстреляли его в упор. Несколько снарядов попало в рубку, где находился капитан. Лысенко был смертельно ранен…

То есть материал интереснейший. Однако съёмочный процесс для меня оказался непростым. Дело в том, что мне нужен сценарий, чтобы понимать, зачем мы снимаем ту или иную сцену. Но получалось, что Саша сообщал: «Поедем на маяк, в фильме обязательно должна быть такая сцена…» Какой маяк? Зачем нам маяк? Не мог я снимать «вслепую», для меня фильм превращался в набор эпизодов. Это позже я понял, что у Саши концепция фильма была в голове, он видел всю картинку целиком, работа над сценарием шла постоянно, почему и появлялись предложения что-то добавить или убрать. 

«Каждый художник желает знать»

-Мы давние друзья с Сашей Кияненко (известный художник–ред) , и однажды я подумал: а почему бы не снять фильм о нём?

Работая над материалом, вдруг понял: будет продолжение. Цикл получил название «Художники моего города». Решил, что буду рассказывать о тех, кто мне по сердцу. Конечно, съёмкам предшествовала долгая подготовка: я стал посещать художественные выставки, знакомиться с творчеством наших мастеров и начинающих авторов. Выяснилось, что почти ничего о них не знаю… Потом появились фильмы о Геннадии Черноскутове, о Николае Симкине, Леониде Гоманюке… Я заболел этим сериалом. И самое важное для меня — пришло осознание: это нужно зрителям. В дни премьер в выставочном зале всегда аншлаг.

Как долго идёт работа над фильмом? По-разному. Например, я буквально за месяц снял картину о Леониде Гоманюке. Когда приступил к съёмкам фильма о Петре Малкове, его дочь, Ольга, принесла мне богатейший архив — я его только разбирал полтора месяца. Там оказались уникальные документы: характеристика ученика десятого класса Пети Малкова, газетные и журнальные публикации, старые фотографии, записи… В фильм вошла лишь малая часть архивов — я посчитал, что куда важнее показать работы Петра Лукича. А их немало и в Волжском, и в Волгограде. Жалею, что выпала из фильма история с памятником Кампанелле — скульптор мечтал установить его на площади Волжского, но проект так и остался невоплощённым. Может быть, вернусь к этому эпизоду в одном из новых фильмов.

Как на Серова и Ван Гога

-Главная задача цикла о художниках — рассказать волжанам о том, какие замечательные мастера живут и работают в нашем городе. Серьёзно! Обидно, что на вернисажи в выставочный зал молодёжь почти не ходит. А когда я стал выкладывать фильмы в одну из групп в «Одноклассниках» — посыпались отзывы от волжан средних лет, студентов, старшеклассников… Мой внук, школьник, ждёт очередного фильма, именно он предложил снять картину об Ольге Крайневой. А мне было бы интересно рассказать о Викторе и Анне Филимоновых. Но это пока в планах.

…Хочется, чтобы молодые волжане поняли, какое наследие им досталось, и бережнее, внимательнее относились к своему городу, к украшающим его памятникам, к мозаикам Геннадия Черноскутова. Чтобы нашлись меценаты, которые привели бы в порядок эти мозаики — они начали осыпаться, а так быть не должно…

И ещё. Когда я был в Вене, зашёл в галерею «Альбертина», где как раз проходила выставка работ русских художников начала прошлого века. Получил огромное удовольствие. А потом подумал: «Если бы у меня был миллион долларов, я бы подготовил большую экспозицию картин волжских авторов и привёз её в Австрию». Мне кажется, у искушённых европейских зрителей выставка пользовалась бы оглушительным успехом. И ещё мечтаю о том, что однажды в выставочный зал на вернисаж Александра Кияненко, Леонида Гоманюка, Ольги Крайневой и других волжан выстроится такая же огромная очередь, как на московские экспозиции Серова или Ван Гога. Наши художники этого достойны!