Волжская группа «Симптом Ортнера» в 2023 году отметит 30-летний юбилей творческой деятельности

4038
реклама

В 2023 году один из самых известных волжских рок-коллективов отмечает 30 лет. За свою долгую карьеру «Симптом Ортнера» записал несколько альбомов и дал огромное количество концертов в России, снискав себе заслуженную славу у любителей рока. В связи с юбилеем корреспондент «ВП» отправился на репетиционную базу группы.

Договориться о встрече было непросто, поскольку лидер коллектива, вокалист, автор текстов и музыки Александр Аскольский в миру работает фельдшером на «неотложке». График у него непростой, тем не менее он выкроил час времени и вместе с еще одним участником команды, мультиинструменталистом Андреем Кашицыным, рассказал о прошлом, настоящем и будущем «Симптома Ортнера».

Тридцать лет без права на уныние

Рождение коллектива фиксируется 1993 годом, когда компания молодых фельдшеров после ночной смены употребляла на кухне пиво и пела под гитару песни собственного сочинения. Именно тогда отцам-основателям Александру Аскольскому и Павлу Образцову пришло в голову сформировать рок-группу.

Александр Аскольский

– Играть мы тогда особо не умели, но любили музыку, – вспоминает Александр Аскольский. – О концертах особо не думали, просто собирались в подвале медучилища и играли для себя. Но в один из дней у нас на репетиции появился бобинный магнитофон «Союз – 12м», мы сделали запись нескольких песен, которые неведомым нам образом разошлись по тусовке. И, когда вышли на первое выступление, мы были поражены тем, что наши песни уже знают. В общем, попали в точку. 

В 90-х волжские медики создали «Симптом Ортнера»

– А что взяли за музыкальную основу для группы? На кого равнялись?

– Слушали мы в то время то же, что и все тогда, какого-то специального стиля не придерживались. Я на репетиции всегда опаздывал, прихожу, а ребята уже придумали какую-то мелодию, рифф, квадрат, я достаю тетрадь со своими текстами и выбираю наиболее подходящий, под только что сочиненную гармонию. Копировать мы никогда и никого не хотели, но в итоге получался рок.

– Ваша профессия наложила отпечаток на ваше творчество?

– Конечно! У нас все первые песни были написаны по мотивам дежурств на скорой помощи. Тогда, в 90-е, были разбойные нападения, повальная наркомания, весь этот треш был отражен в наших текстах. Помню, была такая песня про мальчика-дауна, который лазил по помойкам и пытался выжить, собирая там еду, а бабушка Зина, которая его не любила, подсыпала ему в объедки стрихнин, и он умер. Такие вот гиперболизированные зарисовки на тему тех непростых лет.

Ребята довольно быстро стали популярными, а их хиты на концертах хором пела публика

– Ваше название тоже взято из медицинского лексикона? Что это значит?

– Это название такого приема – поколачивание ребром ладони по правой реберной дуге. Если эта манипуляция вызывает у человека боль, то, значит, есть проблема с печенью, и врач может предположить, что у пациента какие-то поражения этого органа. Печень – это фильтр организма, она задерживает в себе всю гадость. И это была наша доморощенная философия, что мы поём о болезненных точках нашего общества. Нас, кстати, еще и поэтому причислили к панкам, хотя я не считаю, что мы играем именно в этом стиле. Наверное, это произошло из-за текстов, в которых мы описывали всю грязь, что видели вокруг себя. Мы старались писать о тех вещах, которые действительно волновали людей. Сейчас мы повзрослели, и у нас стали появляться другие темы, любовная лирика, например.

Концерты «Симптомов» — это весело!

Когда есть концерты, любое время в кайф

– Итак, прошло время, вы стали по-другому смотреть на жизнь, ваши музыкальные пристрастия изменились?

– В моем плейлисте нет новой музыки. Что было, то и осталось: Ник Кейв, «Студжис», «Дорз»… Знаете, в самом начале у нас был такой парень Саша Инкин, он по этому поводу выразился так: «Чтобы писать хорошую музыку, надо или слушать очень много, либо не слушать ничего». Вот я и придерживаюсь второго рецепта. Если говорить о литературе, я люблю русскую классику – Чехов, Лесков, Достоевский, из новых авторов – местами нравится Виктор Пелевин.

– Как к вам приходят идеи песен?

– Раньше было проще, писал первую строчку, а потом поток сознания начинал фонтанировать. Со временем понял, что я повторяюсь, пишу одно и то же. Сейчас мне для того чтобы написать песню, нужна тема. Порой приходят какие-то фразы, и я понимаю – вот оно! И начинаю вокруг нее развивать какой-то сюжет.

– Когда вам интереснее было жить и творить?

На выступлениях этой волжской группы всегда особая атмосфера

– Мне нравятся все времена, и в 90-е были свои приколы, и сейчас масса интересного происходит. Был, правда, период, когда наша группа затихла, с 2005-го по 2010-й. Мы не собирались и не играли, вот тогда тяжело было жить. А когда идут репетиции, концерты, общение, тогда любое время в кайф. Через наш коллектив за все время прошла масса народа: Виктор Бардышев, Роман Быцкевич, Павел Образцов, Дмитрий Воронин, Саша Кочкин, Натальичев, Сережа Кондрат, Валера Курыкин. Всех могу не помнить, но каждый из них внес свою лепту в наше творчество.

– Кто ходит сегодня на ваши представления? Есть ребята из поколения зуммеров?

– Я заметил, что на концерты ходят люди в основном в возрасте от 25 лет. 16–17-летних на наших выступлениях мало, и обычно их приводят родители. У молодых сейчас в моде другая музыка, но я могу ошибаться, это всего лишь мое наблюдение. Вообще, хотелось бы выйти за рамки того, что принесло нам известность, это очень интересно пробовать что-то новое. Но это дело не сегодняшнего дня, ведь от нас ждут того, чем мы прославились. Скорее всего, это новое прозвучит в рамках нашего другого проекта. Мне 50, и мне нравится мой возраст, я пока все умею, и на это хватает сил, надеюсь, что сделаю еще нечто новое.

«Симптом Ортнера» с друзьями — группой «План Ломоносова»

Мы для людей не указ

– Что вы хотите сказать своими песнями?

– У нас был один гитарист. Он пришел в группу и сказал, что надо поддержать одного из политических деятелей, чтобы народ узнал правду и т. д. Я ему ответил, что народ и так по горло загружен проблемами, а наше дело – веселить его. Людей и так со всех сторон грузят, а наша миссия заключается в том, чтобы они пришли на наш концерт, расслабились, повеселились. Мы даем драйв и настроение, а после этого у зрителей появляются правильные мысли и силы. Люди сами все знают, мы для них не указ. Мы кайфуем сами и хотим, чтобы люди кайфовали.

– Что вас радует и пугает в нынешней реальности?

– Меня пугает то, что в мире сейчас все направлено на закрепощение индивидуума. Везде, где только можно, человека стараются ограничить. Всюду правила, по которым ты живешь, как в клетке, и выполняешь только то, что тебе говорят. Я прочитал как-то новость, что в Китае мужик перешел дорогу в неположенном месте, его сняла камера, и, пока он дошёл до дома, у него сняли с карточки штраф. Это какая-то электронная тюрьма. И в то же время сейчас много чего открыто. Сегодня, если есть желание, ты можешь даже самостоятельно снять фильм на телефон, записать музыку. Помню, как нас писал в 90-е Андрей Сержантов в студии на бобину, на которой была записана Марина Журавлева. Это было священнодействие! А сегодня любой может записать себя в компьютер – и это здорово, для творческого человека сейчас очень интересно жить.

Александр Аскольский обсуждает аранжировку новой песни с мультиинструменталистом Андреем Кашицыным

– Вы 30 лет на сцене, поделитесь рецептом творческого долголетия.

– Не помню, кто это сказал, кажется, Цой: «В голове и груди должны звучать барабаны». Вот в период, когда мы не играли, у меня внутри ничего не звучало, я не мог даже песню написать. Была полная тишина, я был, как мертвый. А сейчас у меня в голове постоянно стучат барабаны, я слышу этот ритм. Пока они стучат, надо играть. Сейчас у нас совершенно новый состав, это люди разных профессий, от электриков до строителей и просто больных музыкой: Александр Аскольский — вокал, Андрей Кашицын – гитара, бэк-вокал, Владимир Малков — бас-гитара, бэк-вокал, Сергей Рубаненко — барабаны, Юрий Степаненко – гитара, бэк-вокал. К 30-летию группы мы готовим большой концерт, над его форматом мы еще думаем, это будет грандиозно, с отличными гостями и массой сюрпризов.

Лучше это увидеть и услышать живьём

Всем хочу сказать: поддерживайте местный рок-н-ролл, ходите на концерты. Люди играют здесь, сейчас и для вас! От таких встреч мы взаимно обогащаемся – и культурно, и энергетически. Мы играем не ради успеха, а ради вас!

Справка ВП

Дискография группы очень запутана и слабо поддается верификации. Считается, что ребята записали магнитоальбомы «Три креста» (1996), «Индейцы» (1997) и «Собаки» (1999). Существует еще множество материала 2005-2015 гг., однако до полноценных альбомов эти песни доведены не были. Группа известна как яркий сценический коллектив, своими выступлениями разогревала такие известные рок-группы, как «План Ломоносова», «Тараканы!», FPG, «Коррозия металла».

Фото и видео — материалы предоставлены группой «Симптом Ортнера»