Волжские краеведы из «Юнны» охотились за бивнями мамонта и ели саранчу

1219
реклама

В этом году своё 30-летие отметило молодёжное эколого-краеведческое объединение «Юнна», базирующееся в стенах школы №18. За это время его участники совершили 121 экспедицию и путешествие. Они исследовали флору и фауну не только 33-х районов нашего региона, но и близлежащих областей – Воронежской, Ростовской и Астраханской. Бессменный руководитель организации, член Русского географического общества Роман Куликов рассказал, какие приключения с ними случались в походах и кем стали его ребята.

К первобытному человеку – с американцами

Приходилось ли вам держать в руках бивень мамонта? А вот участники объединения «Юнна» его даже находили, не говоря уже о прочих артефактах, которые хранит в себе земля русская.

В 1994 году юные краеведы во главе со своим руководителем Романом Куликовым совершили экспедицию на место одной из трёх самых крупных палентологических стоянок первобытного человека. Это знаменитые Костенки на территории Воронежской области.

Учёные говорят, что тогда наши предки умели успешно охотиться, строить жилища по типу вигвама, шить себе одежду из шкур.

Роман Куликов, руководитель организации «Юнна», член Русского географического общества

– Человеческих останков мы не находили, но видели фрагменты помещений и орудий труда, и нам даже удалось откопать практически целый бивень мамонта, – вспоминает Роман Николаевич. – В длину он был метра полтора, тяжеленный, я взрослый мужчина, с трудом мог его поднять. А ещё ребятам удалось найти череп мамонтёнка с бивнями, который в высоту был нам по колено.

Эта археологическая экспедиция была также уникальна тем, что длилась 21 день и волжане познакомились с американцами, которые тоже приехали на раскопки. Русского языка они совершенно не знали, общаться с ними волжане начали благодаря сотрудникам воронежского госуниверситета, которые владели английским.

«Макаренко» с прицелом на туризм

Родилась «Юнна» на станции юных натуралистов в 1990 году. В то время детские организации стали распадаться по всей стране, но молодой учитель географии Роман Куликов рискнул пойти поперек этой тенденции. Его бывший наставник Валентин Куфенко, прививший ему в школьные годы любовь к походам, пригласил парня на станцию возглавить биологический клуб для старшеклассников. Роман Николаевич согласился, но вскоре понял, что сферу деятельности нужно расширять.

– Я тогда воображал себя молодым Макаренко, поскольку был и до сих пор остаюсь большим последователем его педагогического метода, – рассказывает волжанин. – Ориентировался на трудных подростков, которых в то непростое время в Волжском было немало, и поэтому хотел создать такую организацию, чтобы им стало интересно.

Очень быстро клуб чисто биологической направленности преобразовался в городское эколого-краеведческое объединение, под крылом которого собирались не только старшеклассники, но и ребята помладше (позже организация сменила прописку, переехав в 18-ю школу).

Что касается перевоспитания трудных подростков, то знакомые нередко спрашивали у волжского педагога, не боится ли он ходить с ними в многодневные походы. Ведь неизвестно, мол, как ЭТИ могут там себя повести. Но своим ребятам волжский Макаренко доверял, и они платили ему тем же, не нарушая незыблемых правил: в походе запрещалось курить, материться и употреблять алкоголь.

Педагогу вспоминается случай, связанный с мальчишкой по имени Саша. Его называли сложным ребёнком, он рос в неполной семье, конфликтовал и дома, и на улице, и вдруг однажды подошёл и попросил Куликова взять его с собой в поход.

– Он не просто употреблял матерные слова, он говорил матом, поэтому я ему сразу сказал, что у нас тот, кто ругается, автоматически назначается дежурным, – рассказывает педагог. – Александр в первый же день заматерился, и потом нехорошие слова тоже периодически слетали с его языка, хотя он старался их избегать. В общем, все 10 дней похода после завтрака, обеда и ужина он драил котелки, не пытаясь себя оправдать. Мальчишка молодец – держал своё слово. А через месяц после путешествия я встретил его маму, первая фраза которой была: «Что вы сделали с моим сыном?». Я сначала подумал, что это укор, но она продолжила: «Он перестал материться!».

Позже Александр окончил училище, создал семью и сейчас трудится на одном из заводов города, где считается хорошим специалистом.

В поисках съедобного клада

В течение семи лет Роман Куликов устраивал для своих подопечных походы на выживание. Причём, делать это он начал задолго до того, как появился телевизионный проект «Последний герой». Понял, что ребятам нужен лёгкий экстрим, и решил, что для этого подойдёт территория у излучины среднего Дона, где есть балки и овраги.

Подготовка к таким путешествиям длилась в течение учебного года. Отрабатывались возможные нестандартные ситуации. Ребята готовили еду на заменяющей костёр газовой плитке, узнавали, каких животных и насекомых можно употреблять в пищу.

– Да, эти походы можно было назвать авантюрой, но я видел, что во время подготовительных занятий ребята меня слушают и слышат, – поясняет учитель. – По условиям проекта, из 10 дней, отведённых на поход, три предлагалось продержаться на подножном корму. Соперничали два лагеря. Третий, в котором находился я и инструкторы, следил за ситуацией. Участникам выдавался минимальный продуктовый набор, содержащий соль, перец, пару килограммов разных круп, буханку хлеба и три спички. Туристы ловили рыбу, беззубок, охотились на лягушек, которых тоже жарили на углях, а порой ели и саранчу, чай готовили из растущих везде душицы и чабреца. Зато на третий день обеим командам вручалась карта, указывавшая путь к спрятанному заранее кладу – ящику, в котором лежали тушёнка, сгущёнка, конфеты и пряники. А потом найденное съедали все вместе.

Воспитать настоящих людей

Своих воспитанников волжский педагог любит и уважает. А было их за 30 лет более двух тысяч. Особая гордость – Денис Марку. Ему, ученику 11-го класса, было тогда 17 лет.

– Он занимался спортом, но его физические данные были достаточно скромные, – продолжает руководитель «Юнны». – 8 марта он увидел, как преступник, комплекцией гораздо крупнее него, сорвал с продавщицы в магазине цепочку и побежал. Женщина просила задержать грабителя, но ни один из находившихся поблизости мужчин не откликнулся. За грабителем устремился Денис. Догнал, повалил на землю, и только тогда к нему на помощь пришёл один из прохожих. Я потом спрашивал мальчишку, неужели он не испугался, ведь бандит мог его пырнуть ножом или ударить головой о камень. А он говорит: «Я представил, что на месте той женщины могла оказаться моя мать или сестра…».

Сегодня некоторые выходцы из «Юнны» живут за рубежом – в Америке, Австралии, Европе. Ольга Шувалова, например, возглавляет международное представительство экологической организации на Кипре, Ксения Аввакумова является соведущей телепрограммы «Путешествие. Чемодан на колёсах» в Швейцарии. 13 воспитанников пошли по стопам своего учителя и окончили Волгорградский пединститут.

Роман Николаевич выражает признательность главе города Игорю Воронину за содействие, а также директору школы №18 Наталье Жидких – за понимание. В том числе благодаря им «Юнна» до сих пор помогает молодёжи осваивать интересную науку – туризм.

Фото из архива «Юнны»