Вспоминает Владимир Родионов (депутат Волжской городской Думы, художник, директор Дворца культуры в 1996-2001 г.).
«Прима» на двоих.
-Пожалуй, из звёздных гостей самым компанейским и простым в общении был Николай Караченцев. Познакомил меня с ним Никита Каргин, руководитель продюсерского центра «Арт-партнёр», за час до концерта. Прихожу за кулисы, а на сцене популярный артист репетирует — чечётку бьёт. Да так ловко! Почувствовал, что на него смотрят, повернулся: «Вы кто?» — «Директор Дворца культуры». «Очень приятно, — подаёт мне руку. – А я артист Караченцев». Улыбнулся – и опять начал чечётку бить. В зал я не пошёл, смотрел концерт из-за кулис. Николай, пластичный, подвижный, очень искренний, работал самозабвенно. В одну из коротких пауз, пока демонстрировались кадры из фильма с его участием, артист отошёл за кулисы, чтобы перевести дыхание. Оказался рядом со мной. Спросил разрешения перекурить и достал пачку «Примы» — только её он и признавал, как выяснилось. Затянулся – и тут его выход. Он папиросу мне передал, кивнул на неё – не стесняйся, мол. И бегом на сцену, общается с залом, поёт… Снова пауза – он опять ко мне: «Можно затянуться?» Так мы с ним и курили одну «Приму» на двоих…
Как Антонов за кошкой гонялся
-Самым капризным из артистов был Юрий Антонов. Помню, потребовал у организаторов концерта, чтобы в номере был холодильник, полностью заставленный бутылками газводы «Байкал». И первым делом, войдя в комнату, полез за водой. Открыл и поморщился: «Так она же не холодная! Вы что, не могли бутылки в морозилку положить?» Долго ворчал. А потом мы едва не опоздали на концерт – тоже по его вине. Вышел Юрий Михайлович из домика на турбазе, куда мы его поселили, чтобы ехать во Дворец, а навстречу кошка. Антонов, любитель кошек, так и ахнул: «Красавица какая! А вы видели: у неё глаза разные?» Не видели, конечно, нам ехать пора, публика ждёт. Куда там! Антонов подхватился – и бегом за кошкой, она от него. Он музыкантам кричит: «Ловите её, ловите!» Что началось! Кошка мечется, за ней с топотом носится толпа мужчин… В итоге «разноглазая», в планы которой не входило общение с артистом, юркнула в какое-то укрытие, так мы её и не нашли. Певец очень расстроился, всё надеялся, что, если затаиться, кошка снова появится. Еле уговорили его оставить животное в покое и ехать на концерт. Отработал программу он, к слову, как всегда добросовестно и без фонограммы.
Вальс за кулисами
-Светлане Тома и Наталье Варлей, заслуженным артисткам РСФСР, не повезло: приехали в Волжский на совместное выступление в зимнюю стужу и обе простудились. У Светланы Андреевны температура 38, а за кулисами холодно, ветер гуляет, несмотря на отопление). Однако актрисы не подали виду, что плохо себя чувствуют. Вышли на сцену в концертных платьях, сияя улыбками, шутили с публикой, пели романсы, читали стихи. Работали наши гостьи по очереди: одна на сцене, вторая ждёт выхода за кулисами и дрожит от холода. Я посмотрел-посмотрел и говорю: «Светлана Андреевна, разрешите пригласить вас на вальс!» На сцене как раз музыка зазвучала, и мы закружились в танце. Тома на сцену ушла – я Варлей танцевать пригласил. Она смеётся: «Волжане придумали красивый способ греться в морозы!» А после концерта актрисы очень тепло поблагодарили за неожиданный вальс.
Светлана Руденко (ныне директор художественной школы города, руководила Дворцом культуры «Октябрь» с 2001 по 2014 год).
Самые масштабные гастроли
-2005 год, пять балетов Юрия Григоровича. Чтобы их привезти, нам пришлось увеличить зеркало сцены, отладить все механизмы, необходимые для установки декораций, раздвинуть порталы, настелить специальное покрытие. Работа шла в течение двух месяцев, только после этого стало возможным привезти балеты «Война и мир», «Спартак», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В течение недели дворец превратился в Большой театр, танцевальные и балетные залы мы отдали артистам для репетиций. Конечно, устроили им экскурсии по городу, и в Волгоград возили. Ждали самого Григоровича, но по состоянию здоровья он приехать не смог. Конечно, всю неделю во Дворец было настоящее паломничество балетоманов, однако, отмечу, публика это деликатная, никаких неудобств актёрам они не доставили. Кстати, истинные ценители балетного искусства приобретали билеты на балкон, а не в партер – с высоты лучше видно танцевальную «картинку».
Народная любовь в килограммах
-В июле 2004 года на сцене Дворца культуры был показан спектакль «Милый лжец» с участием народных артистов СССР Василия Ланового и Юлии Борисовой. Спектакль шёл три часа, в пьесе всего два персонажа, но публика, кажется, и не заметила, как пролетело время: зрители ахали, улыбались, плакали вместе с героями. Но самое интересное было после того как стихли овации и закрылся занавес. После спектакля актёров окружили наши сотрудники и… одна ведро малины протягивает, другая – ведро абрикосов. Выяснилось: пропустили спектакль, хотя очень хотели его посмотреть. Сбегали на дачные участки, собрали ягоды и фрукты для любимых артистов. Те были очень растроганы, Юлия Борисова даже прослезилась.
Звёзды, которые нас удивили
-Оперная певица Любовь Казарновская! Она настоящий полиглот. С мужем-австрийцем разговаривала по-немецки, с аккомпаниатором по-итальянски, со своими помощниками – по-английски, а с коллективом Дворца культуры – по-русски.
Гальцев удивил полным несовпадением сценического образа и внутренней сущности: очень интеллигентный человек, умный, начитанный, интересный собеседник. Запомнилось, что цитировал Достоевского.
А Елена Воробей приехала во дворец за несколько часов до концерта и попросила отвести её в хороший магазин. Прогулялась по ЦУМу, обаяла продавцов, накупила целую сумку вещей. Очень была довольна шопингом.
Лариса Долина помогла сделать ремонт
-Самая требовательная и капризная «звезда»? Лариса Долина! Она начала с того, что, едва переступив порог Дворца, начала нас отчитывать: «Гримёрки тёмные, туалет – вообще ужас! Как тут можно выступать?» Сотрудники Дворца в ужасе: вдруг «звезда» на сцену откажется выйти? Нет, отработала на отлично. И, видно, по душе ей пришёлся тёплый приём волжской публики: после концерта певица, сменив гнев на милость, очень любезно с нами общалась. Засиделись мы за разговорами чуть ли не до двух часов ночи. Добавлю, что критика «звезды» нас задела, и впоследствии мы нашли спонсоров и отремонтировали два туалета возле гримёрок: «Можете приезжать, Лариса Александровна!» А сейчас и гримёрки в «Октябре» приведены в порядок…
-Лариса Долина в один из предыдущих приездов с концертами худела, борьба с килограммами, наверное, непросто ей давалась, — продолжила рассказ Светланы Руденко художественный руководитель ЦКиИ «Октябрь» Ирина Шляховая. – Работала «через не могу» в буквальном смысле: за кулисами ей поставили диванчик, она исполнит несколько песен – и бегом со сцены. Полежит несколько минут, пока музыканты инструментальную пьесу исполняют, и снова на сцену, продолжает выступление. Королева! Зрители ничего не заподозрили…
Не знаю, нужно ли об этом рассказывать. Лариса не хотела, чтобы её фотографировали после концерта, и муж, Илья Спицын, сопровождая её к выходу, старался прикрыть от любопытных взглядов и фотообъективов. А у меня хобби – фото со «звёздами». Вот и поджидала певицу в коридоре. Спицын, увидев у меня в руках фотоаппарат, ударил по нему портфелем, техника полетела на бетонный пол…
Ирина Шляховая (художественный руководитель ЦКиИ «Октябрь», стаж работы в учреждении культуры – 35 лет).
Концерт-импровизация
-Однажды концерт, подготовленный для работников одного из предприятий, едва не оказался под угрозой срыва: его начало заказчик перенёс с семи вечера на пять тридцать. Мне сообщили об этом в пятом часу. Что делать? Стремглав лечу во дворец, по дороге обзванивая всех участников концерта. А многих нет в Волжском: кто на даче, кто в Волгоград уехал по делам… «То есть, — понимаю, — программа концерта «полетела». Делать нечего: выхожу на сцену и приветствую зрителей, что-то рассказываю, шучу. Объявляю первый номер (того из артистов, кто успел приехать и переодеться), а сама за телефон: «Девочки, вы где? В пробке на ГЭС?» Словом, за кулисами сплошной форс-мажор, запыхавшиеся артисты влетают в гримёрки, надевают сценические костюмы – и выступать. А зрители в восторге, им и в голову не приходит, что весь концерт – чистая импровизация. Именно тогда у меня появились первые седые волосы.
Номер с ванной
-Самый экстремальный концерт был у Надежды Кадышевой и Александра Костюка («Золотое кольцо»). Дело в том, что во Дворце протекала крыша, и мы на случай непогоды расставляли за кулисами разные ёмкости, даже ванну. Артистов это позабавило, но очень скоро им стало не до смеха. Во время концерта вдруг хлынул ливень, проводку коротнуло, и аппаратура вышла из строя. Кадышева не растерялась: вышла на подиум и завела песню во весь голос, зал подхватил припев. Так и пели под баян, пока наши техники исправляли поломку. Когда ансамбль «Золотое кольцо» приехал в Волжский с концертом несколько лет спустя, певица первым делом поинтересовалась: «У нас опять будет номер с ванной?»
Две недели в океане с Михаилом Горбачёвым
-В декабре 1987 года во Дворец позвонили из обкома комсомола и сообщили: решено создать агитбригаду для поездки на Камчатку. Я тогда пела в составе вокального ансамбля «Элегия», очень популярного у зрителей, его и включили в состав культурного десанта вместе с танцевальным ансамблем «Волжские узоры» и гитаристом Михаилом Горбачёвым. И двадцать дней мы дрейфовали в океане на лайнере, давали концерты экипажам рыболовецких судов и плавбаз. Теперь знаем, в каких суровых условиях они работают. И сами за эти три недели пережили и шторма, и морозы (минус пятьдесят семь градусов, нос из каюты не высунешь), и шквалистый ветер… Но никогда у нас не было таких благодарных зрителей! …А потом мы улететь не могли из-за непогоды (рейсы отменялись несколько раз) и переживали, что Новый год будем встречать в аэропорту или в воздухе. И всё же успели, я добралась до дома в восемь вечера 31 декабря.
Из козы актрисы не вышло
-Кажется, это было на стыке 1990 и 1991 годов. По восточному гороскопу — год козы и год лошади. И мы решили вывести на сцену в новогоднем спектакле… живых животных. Только, как выяснилось, у козы актёрских способностей нет: вытолкнули ребята её на сцену, она испугалась шума и света, носится, мекает. Зрители в восторге – коза ещё больше пугается. Еле увели со сцены. Смотрим, а весь пол… в продуктах жизнедеятельности. Пришлось закрывать занавес. Ведущая не растерялась: пока она с малышами конкурсы проводила, мы сцену подметали. Спектакль продолжился – и на сцену вышла лошадь… К счастью, она оказалась более воспитанной, и прерывать сказку больше не пришлось.
Наша справка:
Дворец культуры химиков завода РТИ — один из самых смелых проектов Волжского. Было решено отступить от первоначального плана строительства, доработать проект. Так появились отделка дорогими материалами, натуральными камнями, был заложен новый парк культуры с видом на Ахтубу, благоустроена прилегающая территория. Руководство проектными работами было поручено Ивану Егоршеву. Работу архитекторов координировал Николай Криво. Дворец введён в эксплуатацию 26 октября 1977 года. Первым директором был назначен Виктор Власов. В 1994 году Дворец переименован в «Октябрь». В нём два концертных зала (на 1200 и 130 мест), танцевальный и балетный залы, зимний сад.
В настоящее время в Центре культуры и искусств «Октябрь» работает 4 профессиональных коллектива, 58 клубных формирований, из них 44 творческих коллектива. В стенах ЦкиИ проходят многие городские мероприятия, концерты и спектакли. В кружках и студиях все эти годы несколько поколений волжан научились петь, танцевать и рисовать.
Фото Александра Баранова и из архива Центра культуры и искусств «Октябрь».
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru