«И Дальним Востоком» – могли бы добавить члены нынешнего кабинета министров. Переориентация отечественного бизнеса с европейских на азиатские рынки становится с каждым днем все очевидней. Вспомните хотя бы недавнее заявление заместителя министра экономического развития Алексея Лихачева о намерении создавать производственные площадки в странах Юго-Восточной Азии. И не забудьте об уже спроектированном газопроводе «Сила Сибири» (от Якутии до Владивостока) с пропускной способностью 60 миллиардов кубометров голубого топлива в год, который целиком ориентирован на поставки в КНР.
Акцент на Сибири и Дальнем Востоке проявляется не только на внешнем, но и на внутреннем экономическом фронте. Именно они призваны стать локомотивами национальной экономики в XXI веке. Чего стоит один лишь грандиозный проект «Транс-Евразийскиго пояса развития», инициированный главой РЖД Василием Якуниным! Но это – на далекую, а может и очень далекую перспективу. А вот территории опережающего экономического развития появятся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке уже в текущем году. Об этом со всей определенностью объявил президент страны Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации.
Естественно, локомотивам национальной экономики на всем маршруте к грядущему процветанию будет обеспечен сквозной зеленый свет в виде пятилетних налоговых каникул, льготной ставки страховых взносов, упрощенных процедур подключения к электросетям, прохождения таможни, получения разрешения на строительство. Даже не хочешь, а позавидуешь.
О таком режиме экономического благоприятствования регионам из европейской части России пока остается только мечтать. Их руководителям приходится иметь дело с прямо противоположными проблемами, поскольку на подведомственных им территориях экономическое развитие отличается явно выраженным замедляющимся вектором.
Основной источник поступлений в доходную часть региональных бюджетов – налог на прибыль – сжимается с неумолимостью шагреневой кожи. Особенно явственно эта тенденция стала проявляться после принятия в прошлом году нового правового механизма налогообложении так называемых консолидированных бизнес-групп, иначе называемых новомодным словечком кластеры. Благодаря этому для них были узаконены многочисленные методы оптимизации обязательных платежей, такие, в частности, как использование налоговых льгот, специальных облегченных налоговых режимов и получение отсрочек по уплате. В итоге региональные бюджеты не досчитались 177 миллиардов рублей. В среднем по стране поступления по налогу на прибыль сократились на 13 процентов.
Надежды на то, что недоимку можно будет компенсировать за счет трансфертов из федерального бюджета, тоже выглядят призрачными. Вот уже третий год их величина неизменно уменьшается. Если в 2011 году доля поступлений из государственной казны составляла в доходах Волгоградской области 35 процентов, то по итогам 2013-го она уже еле дотянула до 15 процентов. В целом же по стране величина собранных с регионов налогов в четыре раза превышает величину средств, возвращенных в виде трансфертов.
Остаются разве что инвестиции. Хотя в их реальность для региональных экономик верится, честно говоря, с трудом. Особенно после квартального отчета Минэкономразвития, согласно которому отток капиталов из России за три первых месяца составил умопомрачительную сумму в 60 миллиардов долларов – почти столько же, сколько за весь прошедший год.
Тем не менее, правительственные чиновники и ведущие экономисты страны оптимизма по поводу инвестиционной привлекательности российских территорий не теряют. Свежайшее тому доказательство предоставило Агентство стратегических инициатив, созданное, напомню, по инициативе Владимира Путина. На заседании его наблюдательного совета в минувший вторник был принят порядок формирования поголовного инвестиционного рейтинга регионов страны.
Критерии, по которым он будет составляться, распределены по четырем основным блокам. В первые два вошли оценки административных механизмов регулирования бизнес-процессов, качества предоставляемых ему государственных услуг и уровня коррупции. Третий блок призван определить степень доступности финансовых ресурсов и уровень предлагаемой предпринимателям инфраструктуры. В четвертом объединены оценки, характеризующие состояния малого бизнеса.
Как пояснил член рейтингового комитета Алексей Репник, при выборе критериев предпочтение отдавались тем, которые зависят не от федеральных, а от региональных властей. В качестве примера эксперт назвал уровень коррупции, искоренение которой на местах, по его мнению, вполне посильная задача для российского губернаторского корпуса.
Дай Бог! В деле преобразования в территорию опережающего развития не только Восточной Сибири и Дальнего Востока, но и всей России, без декоррумпизации страны и впрямь не обойдешься.
Фото sakhalife.ru
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru