Ждали гусиных лапок, и садились попой в снег: как гадали на Святки в СССР старожилы Волжского

Юные участницы ансамбля "Костяника". Источник фото - соцсети коллектива.
реклама

Было время, когда Рождество в народе почитали главным зимним праздником. И блюда к столу хозяйки готовили особенные, и традиции существовали уникальные, самобытные. А сколько радостей было для детворы! Волшебные дни – Святки. Помнят наши бабушки и забвение Рождества, когда славить Христа было нельзя. Обо всём этом «Волжская правда» расспросила Наталью Седову и Ирину Перегородову, жительниц села Погромное, которое является частью города Волжского.

Варенье из паслена и кровянка в сале

Полвека назад детство у ребятишек в Погромном проходило очень интересно. Компьютеров для пользователей и смартфонов тогда ещё не изобрели, так что основными развлечениями были уличные игры.

Но больше всего детвора ждала зимние праздники и подарки. До Рождества шла строгая неделя поста и все вкусности были под запретом. Особенно тяжело пост давался ребятишкам – они выпрашивали у взрослых сушёную рыбу или сухофрукты.

Ирина Перегородова

– Свадьба моей бабушки и дедушки, Пелагеи Семеновны и Григория Ивановича Бабаева была как раз в Рождество.  – рассказывает Ирина Перегородова. –  Были они 1911 и 1913 года рождения, вырастили 7 детей: 3 мальчика и 4 девочки. В том селе, которое позже было затоплено, все люди были верующие, к постам относились строго, разговлялись только на Рождество. Мои родители всегда ставили живую ёлку, покупали мандарины, пекли орешки, пироги с капустой и картошкой. А для сладкой начинки брали паслён. Его собирали, варили жидкое варенье с сахаром. Зимой бабушка заваривала это варенье манкой, размешивала – получалась густая начинка. До сих пор готовлю такие пироги.

Во многих дворах держали птицу, домашний скот и для праздничного стола не жалели ничего.  

– Бабушка держала по 100 гусей, 6 свиней, мяса всегда было много. Осенью они всё это кололи. Мясо перерабатывали. Мы очень ждали гусиных лапок к Рождеству — для детей это был деликатес. Мясо гусиное отваривали, запекали в русской печке, стерилизовали банки и эти лапки складывали туда. Заливали горячим кипящим салом, закатывали – и в погреб. До сих пор помню тот вкус. Мы ждали, когда наступит Рождество, чтобы их попробовать.

Из свиней делали колбасы, в том числе кровянку – из крови с гречкой. Запекали, складывали в огромные 20-литровые кастрюли, и тоже заливали салом — холодильников ведь тогда не было.

Шкварки никогда не выбрасывали. Бабушки делали из них «комы» – закатывали шкварку в тесто как начинку. Потом эти полуфабрикаты отваривали как пельмени и обжаривали на сковороде.

Самое любимое блюдо детворы в Рождество был бабушкин аналог мороженого. Творог и сметану соединяли, заправляли сахаром, катали шарики, замораживали и хранили на холоде.

Участницы ансамбля «Костяника»

Как волос на кольце Евгения нагадал

Но больше всего на Рождество ждали гаданий.

Наталья Седова

– Начинали мы с бумажек, – говорит Наталья Седова. – Зажигали комок, держали свечу, пели «Рождество» и смотрели на тень, которая проявлялась на стене. Она постоянно менялась: то дома, то тройка лошадей – интересные картины. Каждый смотрел со своей стороны и видел своё. В конце концов складывалась какая-то история.

Гадали и по книге – выбирают страницу и строчку, и читают, что получится. Как говорят собеседницы «Волжской правды», хорошо помогает узнать будущее Пушкин – сказки или «Евгений Онегин».

– Чтобы узнать, когда замуж выйдешь, дёргали у себя волос – у всех же косы были, – делится Наталья Михайловна. – У мамы или старшей сестры просили обручальное кольцо. Его подвешивали к волоску, а на стол ставили неполный стакан воды. Опирали руку, чтобы неподвижная была, старались держать волосок спокойно. И вдруг кольцо само начинало расшатываться. И стучит о края стакана столько раз, во сколько выйдешь замуж. А когда с 6 на 7 января ложились спать, девчонки писали на бумажках мужские имена и складывали под подушку. А утром – ещё глаза не открыла – первым делом нужно было вытащить наугад одну из бумажек. Имя на ней и было подсказкой. Я тогда терпеть не могла имя Евгений. Вытащила бумажку, с удивлением и возмущением прочла то самое имя. Но прошли годы – и муж у меня Евгений. Так что кольцо на волоске показало всё, как есть.

Были и очень экзотические гадания, что называется «на грани фола».

– А нам бабушка рассказывала, – говорит Ирина Перегогродова, – как гадали они. Выходили во двор и садились голой попой в снег. Если полосы оставались на следу – муж будет драчливый, грубый. А гладко всё – хорошо жизнь семейная сложится. Кидали валенок через голову – куда носок покажет, оттуда и муж будет. Не знаю, совпало ли у бабушки, муж у неё из другой деревни был. А чтобы узнать, кто родиться – мальчик или девочка, нужно было утром на Рождество выйти на улицу. Мужчина первым встретиться – значит, мальчик родится. Женщина навстречу – стало быть, будет девочка. Лучше всяких УЗИ.

Этот способ гадания был одним из самых распространённых. Рисовали на бумаге круг, по контуру распределяли буквы. На блюдце ставили стрелочку, зажигали свечи и вызывали в полумраке духов.

– Однажды у нас не получалось «запустить» блюдечко. Попросили бабушку. Она нас пожурила, но согласилась поучаствовать. Только руки поднесла – и блюдце полетело. Она даже не прикасалась к нему особо, – вспоминает Наталья Седова.

Участница ансамбля «Костяника»

Тропарь на школьном празднике

Колядовщиков тогда в сельских домах ждали с удовольствием.

– Иногда ходили «посевали» – то есть разбрасывали в домах семена пшеницы и ячменя: «Сею, сею, посеваю, добра вам желаю». – говорит Ирина Перегородова. – Это пожелание богатства для хозяев дома: сколько зёрен – столько монет. Поэтому колядовщиков встречали с щедрыми дарами и угощением. Для Святок бабушка специально шила нам сумочки, которая завязывалась верёвочкой – туда нам складывали сладости, яблоки и монетки. Было это примерно в конце 70-х – начале 80-х,

Но такая «оттепель» наступила со второй половины 70-х годов прошлого века. А в 50-е, 60-е годы организовывались комсомольские группы, они ходили по домам и заглядывали – не славят ли Рождество. Нельзя было петь, особенно Рождественский тропарь. За нарушение запрета могли выгнать из пионерии и комсомола. Это же касалось и рабочих – делали выговоры, запись в трудовой, позорили.

– Ближе к 80-м годам за Колядки уже не преследовали. – утверждает Наталья Седова. – Помню, в классе 7 или 8 нам учительница даже сказала, что надо что-то сделать на Рождество. Я вызвалась и запела Рождественский тропарь. Никто ничего не понял, но все хлопали.

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь