20-летние герои Родимцева: фильм волжанина разрушил стереотипы о Сталинградской битве

1470
реклама

Состоялась премьера новой картины Константина ШУТОВА «13-я гвардейская Александра Родимцева» из цикла «Солдаты Сталинграда». Фильм посмотрел и обозреватель «ВП», и вот его мнение.

Сражались отчаянно и отважно

13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Александра Родимцева несколько строк в своей книге «Воспоминания и размышления» посвятил сам маршал Советского Союза Георгий Жуков: «13, 14, 15 сентября для сталинградцев были тяжелыми, слишком тяжелыми днями. Противник шаг за шагом прорывался через развалины города все ближе и ближе к Волге. Казалось, вот-вот не выдержат люди.

Родимцеву в Сталинграде было всего 37

Перелом в эти тяжелые и, как временами казалось, последние часы был создан 13-й гвардейской дивизией А. И. Родимцева. После переправы в Сталинград она сразу же контратаковала противника. Ее удар был совершенно неожиданным для врага. 16 сентября дивизия А. И. Родимцева отбила Мамаев курган».

Дивизия действительно сражалась отчаянно и отважно, и, отвоевав город у врага, отправилась выполнять очередное боевое задание…

Но фильм из цикла «Солдаты Сталинграда» — не только об этом.

Константин Шутов

-Об Александре Ильиче Родимцеве, конечно же, можно было рассказать гораздо больше. Живы его дети, они могли бы поделиться воспоминаниями об отце, — говорит автор фильма Константин Шутов. – Но меня удивила и взволновала другая сторона истории – выяснилось, что в Волгограде  подвиг Родимцева и его гвардейцев почти забыт. Судите сами: в городе не так много мест, связанных с именем легендарного комдива. Есть улица Родимцева – в три дома длиной, ещё одна улица – в посёлке Красная слобода, откуда гвардейцы переправлялись в Сталинград. Есть физкультурный центр. Братская могила на Мамаевом кургане. И Опорная стена с надписью, которую знает весь мир: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Выстояв, мы победили смерть». Нет даже памятника.

По словам Константина, новый фильм стал логическим продолжением картин «Снайпер Сашка», «Дом солдатской славы Сталинграда». Автор признался, что ему хочется восстановить историческую справедливость и рассказать зрителям, что именно сделали для города 79 лет назад Александр Родимцев и его гвардейцы.

Ну что же, давайте смотреть фильм.

Молодые герои

Как и в других картинах цикла, автору удаётся найти особую доверительную интонацию, благодаря чему  «13-я гвардейская…» смотрится на одном дыхании.

Родимцев говорил: «Сталинград — это всё равно что второй раз родиться»

…Удивительно, как молоды были эти ребята. Легендарному комдиву, Герою Советского Союза Александру Родимцеву, успевшему повоевать в Испании под именем капитана Павлито, — всего 37. Его офицерам – 19, 20, 22… Позже в воспоминаниях Родимцев напишет, что в каждом бою за город в первых рядах шли молодые хорошо обученные солдаты и офицеры – только они могли выполнить задания, казавшиеся непосильными.

Например, Ивану Исакову, командиру передового батальона, сбросившего немцев с Мамаева кургана, было  20 лет.

К слову, Родимцев и в сохранившихся текстах выступлений, и в книге воспоминаний приводит немало имён своих солдат и офицеров: «Лейтенант Шибанов с группой бойцов, перебив немецкий орудийный расчет, захватил пушку и повернул ее против наседавшего противника. Красноармеец Мальков связкой гранат уничтожил приближавшийся танк. Старший сержант Дынкин через руины пробрался на улицу, занятую немцами, поднялся на чердак, из окошка уничтожил расчет немецкого пулемета, преграждавшего путь наступавшей роте». Для него это своеобразный отчёт о подвигах боевых товарищей, с которыми плечом к плечу Александр Ильич освобождал улицы и площади города.

Знаете, что лично меня подкупило в характере комдива? Его простота и открытость. Сохранилась аудиозапись выступления Родимцева, в которой он рассказывает о переправе в Сталинград. Цитирую: «Я со штабом переправлялся на катере в семь часов 15 сентября. Некоторые представляют, и художники рисуют: переправа идёт, я стою, в бинокль наблюдаю…Но, конечно, это было не так. Я так же, как и мой штаб, лежал, лишь бы только какая-нибудь шальная пуля или осколок не поранил». Понимаете? Ни малейшей попытки выставить себя в более героическом свете.

Служили не за звания и не за ордена

Точно так же он будет впоследствии рассказывать о том, как добирался до командного пункта армии под огнём врага: «Мы перебегали от одного укрытия к другому, переползали места, простреливаемые вражескими автоматчиками и снайперами, скатывались от миномётного огня в воронки, пытались вжаться в песчаную стену обрывистого берега. И всё-таки не обошлось без потерь: был убит связной от Чуйкова и ранен наш автоматчик, тяжело контуженного и совершенно оглохшего Войцеховского мы оставили в воронке дожидаться нашего возвращения. И только с Шевченко мы добрались до цели».

В штабных землянках Родимцев никогда не отсиживался, всегда был на передовой со своими гвардейцами. Потому и шли они за ним. Потому и верили.

В штабе Чуйкова

Комдив остался без награды

После Сталинграда генерал Родимцев воевал на Курской дуге, участвовал в освобождении Украины и Польши. Но это уже совсем другая история.

А в городе на Волге тем временем делили победу. И выяснилось, что на всех она не делится. Историки говорят, что Александр Родимцев остался чуть ли не единственным из военачальников, кто не получил награду за Сталинград – и в этом огромная несправедливость.

Причина? Ревность… Командующий 62-й армией, генерал-лейтенант Чуйков, был возмущён тем, что почти все фронтовые корреспонденты давали материалы из дивизии Родимцева – «всю славу ему отдали». А позже и вовсе заявил: «Это генерал для газет, он ничего не сделал». Затем случилась некрасивая история: военный совет 62-й армии представил комдива 13-й дивизии к награждению орденом Суворова, но в итоге документы отозвал.

Сам Родимцев, впрочем, воевал не за награды и не за звания.

Гвардейцы на отдыхе

Много лет подряд после войны он будет собирать в Волгограде, где его помнили и любили, бывших гвардейцев своей дивизии, будет приходить в школы на классные часы и делиться воспоминаниями.

И никогда не станет сводить счёты ни с Чуйковым, ни с другими своими недоброжелателями. До самой смерти…

Константин Шутов рассказал: одними из первых фильм посмотрели волжские школьники. «Они долго не хотели меня отпускать, засыпали вопросами о Родимцеве, о его судьбе, о боевых операциях, в которых участвовала его дивизия. Нужно было видеть, как у мальчишек горели глаза! Хочется верить, они всегда будут помнить о подвиге, который совершила героическая 13-я дивизия».

Знаменитая опорная стена — едва ли не единственный памятник подвигу дивизии

А это главное.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. О каких разрушенных стереотипах идет речь? Об очернении светлого образа легендарного командарма Чуйкова? Большей чуши не слышала. Сохранились воспоминания сына Александра Ильича Родимцева, Ильи Александровича: «В семье Родимцевых имя Чуйкова всегда произносилось с особой любовью. Первый раз Василий Иванович и мой отец встретились в Сталинграде. В ночь на 15 сентября 1942 года 13-я гвардейская дивизия, которой командовал мой отец, переправилась в горящий Сталинград. Первые полутора суток мой отец даже не мог добраться до штаба 62-й армии, потому что немцы были у самой Волги. Бойцы сразу вступили в бой, чтобы вытеснить немцев из центра города и обеспечить переправу дальнейших частей. К вечеру 15 сентября в штабе 62-й армии вблизи Мамаева кургана Родимцев доложил Чуйкову, что прибыл со своей дивизией. Василий Иванович спросил: «Вы поняли обстановку в Сталинграде? Что собираетесь делать?». Мой отец ответил: «Я коммунист и из Сталинграда не уйду». Василию Ивановичу этот ответ понравился, потому что за несколько дней до этого, 12 сентября, когда Чуйкова назначили командармом, такой же вопрос ему задал командующий фронтом Андрей Ерёменко. Чуйков ответил, что Сталинград мы отдать не можем и не отдадим. Так началась сталинградская эпопея. 140 дней и ночей мой отец находился в Сталинграде, ни разу не уходил на левый берег. У Чуйкова в армии было много дивизий, и все дрались достойно. Однако сам Василий Иванович, вспоминая своих командиров, всегда выделял троих: Александра Родимцева, Ивана Людникова и Виктора Жолудева. После войны мой отец много раз встречался с Василием Ивановичем Чуйковым, их дружба сохранилась на всю жизнь. Когда в 1977 году отца не стало, Василий Иванович приезжал к нам в семью, вспоминал Сталинград и произнес такие слова: «Трудно сказать, чем бы все это закончилось, если бы не 13-я дивизия, которая в последние часы спасла город».

комментарии закрыты.