Как слесарь Волжского завода СК товарищ Макаров деятелей культуры учил
«Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» – знаменитое ленинское изречение дополнил Никита Хрущёв: «… плюс химизация народного хозяйства». Эти слова стали лозунгом 60-х годов прошлого столетия. О том, как в жизнь волжан вошла «Большая химия», наш сегодняшний рассказ.
С опережением графика
– В 1958 году на майском пленуме ЦК КПСС химическую промышленность признали одним из важнейших направлений в создании материально-технической базы коммунизма, – рассказывает старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея Екатерина Лоскутова. – Правительство разработало программу создания Большой химии. До этого она рассматривалась как необходимое условие развития отраслей тяжёлой промышленности, в том числе и военной. Но впоследствии приняли решение её переориентировать: достижения химической промышленности должны были повысить урожайность сельскохозяйственных культур, а в быт советских людей планировалось внедрить одежду из синтетики. Это куда современнее, чем натуральные лён и хлопок.
Интересно, что за пять месяцев до пленума, в январе, первые лица Сталинградской области: первый секретарь обкома КПСС Иван Жигалин и председатель Совнархоза Иван Синицын – написали обращение в Госплан СССР. Понимали ли они, откуда ветер дует, или же были просто крепкими хозяйственниками? Мы не знаем. Но Синицин и Жигалин как раз и предложили создать в Волжском химкомбинат. Мол, строительство ГЭС подходит к завершению, а высвобождающиеся ресурсы: квалифицированные кадры и технику – можно использовать «в качестве основной строительной базы для химического производства».
В сентябре в Сталинград приехал Никита Хрущёв. Жигалин и ему озвучил своё предложение – и первый секретарь ЦК КПСС в целом его одобрил. И хотя это было только устное согласие, руководство области стало выбирать площадку для строительства первого завода. Волжане в буквальном смысле шли на шаг впереди руководства страны: соответствующее постановление Совет Министров СССР принял только в декабре, когда на площадке уже начались подготовительные работы. Тогда же определились с количеством и спецификой предприятий комбината: планировалось возвести шиноремонтный (в 1961-м) и шинный заводы (в 1962 году), завод резиново-технических изделий (в 1963-м), асбестовых технических изделий (в 1963 году), синтетического каучука (в 1962-м), синтетического волокна (в 1963 году).
О том, как рождался в городе химкомплекс, поговорим в другой раз. А сейчас – о «культурном просвещении населения», что считалось неотъемлемой частью большой стройки.
«Добрый друг – химия»
Лекторы и агитаторы неустанно разъясняли простым гражданам блага, которые даст им Большая химия. С высоких трибун собраний и конференций рапортовали о будущих невиданных урожаях. Модницы мечтали о сумочках из искусственного крокодила и шубках из синтетического меха, модники – о нейлоновых рубашках (которые, как позже выяснилось, нещадно били током при носке). Словом, создадим Большую химию – построим коммунизм, утверждали ораторы.
Активнее всех на ниве просвещения населения трудились библиотеки. Так, городская библиотека №2 организовала вечер «Волжский – город большой химии» и устный журнал «Добрый друг – химия», оформила выставку, провела обзор литературы на тему «Химия на службе строительства коммунизма».
Техническая библиотека открыла выездной филиал на строительном участке химкомбината. В каждом городском библиотечном филиале был оформлен зал «Химические знания – каждому». Вот что писала газета «Волжская правда»:
«…По средам инженеры, передовые рабочие встречаются с читателями, специалисты проводят беседы на различные темы: «Новые химические волокна», «Новые виды синтетического каучука», «Производство и применение метионина», «Чудеса химии»… Серьёзный разговор о трудовой чести рабочего, о моральном облике советских людей ведётся с молодёжью…».
«Обо всём этом хочется писать»
К агитации и просвещению подключились и деятели культуры. Они неустанно думали о том, как скрасить быт строителей химкомбината, как воспитывать настоящего советского человека, гармонично развитую личность.
12 мая 1964 года в Волжском прошло областное собрание, посвящённое «Химизации народного хозяйства», в котором приняли участие работники культурно-просветительных учреждений, литературы и искусства, кино и печати, радио и телевидения. Среди выступавших был заявлен и представитель рабочего класса, слесарь завода СК Волжского химкомбината товарищ Макаров. Ему решили дать слово в финале собрания, чтобы от лица рабочих он выразил благодарность заслуженным и почётным деятелям культуры. Но что-то пошло не так…
Сохранилась стенограмма выступлений.
Открыл собрание секретарь промышленного отдела обкома КПСС К. Чередниченко: «Масштабы строительства здесь получили совершенно другой размах. Достаточно сказать, что в 1930 году Сталинградский тракторный завод строила вся страна, в своё время это была тоже крупнейшая стройка, а сейчас только один завод синтетического волокна имеет производственную площадь, на которой мог бы разместиться весь тракторный. Этот завод будет оснащён самым современным оборудованием и, в конечном итоге, станет выпускать искусственный корд и искусственное волокно. И таких предприятий на Волжском химическом комбинате строится восемь».
А это уже волгоградская писательница Надежда Малыгина:
«Сегодня … выдают продукцию первые заводы – не цеха, а заводы – химические гиганты. Подумать только, какие темы! И обо всём этом очень хочется написать.
Некоторые говорят: вот и писатели набросились на темы сельского хозяйства и химизации. Нет, не набросились. Химия сейчас является для страны одной из самых важных проблем. И писатели – помощники партии в решении всех важных проблем – не могут, не имеют права стоять в стороне от этих вопросов»…
Малыгина рассказала о выпуске специального номера газеты «Молодой ленинец», посвящённого строительству химкомбината. О том, что писатель Михаил Туган «пишет большое полотно о строителях», «он сам часто бывает там, и проблемы, поднимаемые им, не выдуманы, а выхвачены из жизни». Рассказала о том, что в Волжском по инициативе Тугана создано литобъединение, которым он сам и руководит. Занимаются там «работники газет: Дорогов – диспетчер Гидростроя; приходит и одарённый, на мой взгляд, литератор – слесарь завода синтетического каучука Алексей Брыкин…».
Заслуженный артист РСФСР тов. Ярский поведал о шефстве волгоградских театров над работниками большой химии. Коллектив театра имени Горького организовал два творческих вечера, показал три целевых спектакля: «Испанский священник», «Таня», «Рассудите нас, люди». Театр музыкальной комедии показал два концерта для тружеников Большой химии и «систематически вывозит все свои лучшие спектакли в волжский Дворец культуры». А самым активным оказался Волгоградский театр кукол, подготовивший восемь шефских концертов и показавший их в общежитиях и столовых химкомбината – фактически без отрыва от производства.
«Страшно далеки вы от народа»
И вот, наконец, слово предоставили товарищу Макарову. Сначала он говорил то, что от него и хотели услышать: «Весь советский народ горячо поддержал решения партии. На строительство химических предприятий были отпущены огромные средства, приближены лучшие кадры. Нет такой отрасли в народном хозяйстве, где можно было бы обойтись без этой чудесницы – химии…
Наш завод будет выпускать изопреновый синтетический каучук… Несколько цехов уже дают продукцию, и один из первых – цех И-8-13, который выдаёт катализаторы. Первые тонны каучука мы должны дать уже 25 июня…»
А затем произошло неожиданное. Слесарь заявил, что «в деле ускоренного развития химической промышленности должны принимать участие люди всех профессий: кто делом, кто идейным словом, а кто пером и кистью. Работники искусства не могут оставаться в стороне от великих свершений нашего времени…». Но это, как выяснилось, не так.
– К сожалению, писателей и поэтов, актёров и художников мы знаем только по подписям на полотнах, титульных листах, да в гриме на сцене, – сказал слесарь. – А ведь нам, рядовым рабочим, хочется встретиться с вами в простой, дружеской обстановке… Вы только приезжайте, окунитесь с головой в нашу жизнь, и вы найдёте богатый и разнообразный материал.
Разве может не взволновать художника величавая панорама развернувшегося на несколько километров города из бетона и стекла? А наши люди? Наши замечательные девушки и парни, такие как Володя Вакулин – мастер цеха № 16, Валя Харламова, Валерий Судьин, Василий Калачёв. Да им оды писать надо за их золотые руки. Сколько их у нас – подлинных героев нашего времени. Но на страницах художественной литературы они не появляются…
Заклеймил слесарь двух московских писателей, нанёсших визит на завод. «Не знаю, насколько солидны их труды, но сами они выглядели очень солидно и общались только с директором и его заместителем. Прошлись из кабинета в кабинет и уехали в тот же день. Таких визитёров нам не надо…»
…То же самое относится к артистам театров.
—Приезжайте к нам на предприятия, — завершил своё выступление слесарь. — В период Великой Отечественной войны художники, музыканты, поэты и писатели были на передовых позициях, в окопах вместе с бойцами. Сейчас мы на переднем крае борьбы за коммунизм. Приезжайте к нам на передовую, мы с радостью примем вас!
Как следует из резолюции собрания, критику рабочих химкомбината деятели культуры пообещали учесть. Но это уже совсем другая история.
Фото: представлены фото из городского архива, из открытых источников (Интернет). Заглавное фото — номер газеты «Волжская правда», посвящённый визиту Хрущёва на химкомплекс и встрече его с молодыми рабочими.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru