Автор аналитической рубрики «Давайте разберемся» при этом напомнил, что критический дисбаланс между растущими расходами и тающими доходами начал проявляться еще в 2012 году, практически совпав по времени с правительственным решением, узаконившим так называемые консолидированные группы налогоплательщиков. В них, как правило, объединялись на добровольной основе родственные компании, связанные между собой долевым участием в уставных капиталах друг друга. Документально оформленный совместный бизнес служил основанием для предоставления права выплачивать налог на прибыль не по отдельности, а как одно юридическое лицо.
Идея была, как всегда, благая. Прибыль входящих в группу предприятий, за вычетом убытков, суммируется, а налог на нее затем распределяется между территориальными образованиями, в которых они расположены – пропорционально численности работников и объемам производства. Планировалось, что в этом случае этот вид обязательных платежей будет пополнять региональную казну не по месту юридической прописки головных офисов компаний, а там, где эта прибыль реальна получена.
Гладко, увы, получилось только на бумаге. На деле все обернулось практически многочисленными случаями сознательного уменьшения налогооблагаемой базы. Схему манипулирования обрисовала председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Обычной практикой в консолидированных группах налогоплательщиков (а всего их создано пятнадцать, в том числе в «Газпроме», «Роснефти», «Северстали», «Норникеле») стало снижение налогооблагаемой прибыли за счет убытков отдельных предприятий. В ход идет трансфертное ценообразование, при котором товары и услуги реализуются по внутригрупповым, отличным от рыночных, ценам. Благодаря этому «в нужном регионе создаются прибыльные предприятия, а в других – убыточные».
Несправедливость такой вот избирательности сполна ощутил на двадцать один субъект федерации. По данным Счетной палаты РФ, суммарный недобор налога на прибыль в этих регионах составил в минувшем году 63,8 миллиарда рублей. 4,5 миллиарда из этих выпавших доходов пришлись на Волгоградскую область. А если вспомнить потери по той же бюджетной статье за 2012 год, общая недоимки увеличится до 7,8 миллиарда рублей.
Компенсировать ее и призван федеральный транш. Свыше шести миллиардов рублей из выделенных десяти – бюджетный кредит с минимальным сроком погашения в три года и с чисто символической ставкой 0,1 процента. Всего на компенсацию потерь регионов в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков российское правительство выделило 68 миллиардов рублей. Волгоградская область получила ее в числе первых. Будет на что выполнить социальные обязательства перед населением. Хоть это радует.
В отличие от роста цен на продукты питания, с которым так решительно, но пока безрезультатно борется правительство. В первую очередь, дорожают те виды продовольствия, что попали под запрет на их ввоз в Россию. Свинина, например, подорожала за последнюю неделю на 0,9 процента, сыры – на 0,4 процента, мороженая рыба – на 0,3 процента.
Впрочем, все это – ожидаемый рост. А рекорд удорожания состоялся в одном из наиболее благополучных сегментов отечественного рынка. Мороженая и охлажденная курятина отечественного производства за две недели выросла в цене сразу на 2,5 процентов. Правда, не такая уж это и неожиданность. По мнению специалистов, сработал эффект замещения, свойственный потреблению мясной продукции. Дефицит импортной говядины и свинины вызвал вполне естественный спрос на птичье мясо. И оно, в свою очередь, тут же стало дорожать.
Даже руководитель Росстата Александр Суринов признает, что недельное увеличение цен на полпроцента – тревожный симптом. А ведь большинство экспертов, и не только независимых, предрекают основной скачок цен на конец осени, когда перестанет действовать сезонный фактор, сдерживающей подорожание овощей и фруктов. Но и без того продовольственная инфляция значительно опережает среднестатистическую, уже зашкаливая за 10 процентов в годовом выражении.
Свой вариант ускорения импортозамещения на рынке продуктов питания готовится предложить Государственная Дума. В ее недрах подготовлен законопроект, согласно которому в российских продовольственных магазинах планируется установить квоту на товары, ввозимые из-за рубежа. Их должно быть не более 50 процентов. Тем самым депутаты намерены обеспечить отечественным товаропроизводителям гарантированный доступ к потребителям.
Не помешает убедить в разумности этой инициативы и самих покупателей. Как это, делается, к примеру, в странах Евросоюза или в Австралии, в которых активно реализуются проекты «Покупай местное», направленные на реальное повышение лояльности населения к национальным продуктам.
Правда, все это, как нетрудно понять, дело не одного месяца. А дорожающие день от дня продукты – товар что ни на есть повседневного спроса. Пока же при каждом новом посещении магазина нам, похоже, не раз еще придется вспомнить крылатое выражение «Время – деньги». Ведь в условиях набирающей темпы продовольственной инфляции оно, согласитесь, приобретает совсем иной смысл.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

















