«Волжская правда» продолжает постоянную рубрику, посвященную юбилею города. Мы так и назвали ее: «Этапы большого пути». Сегодня наш исторический гид, старший научный сотрудник краеведческого музея Екатерина Лоскутова, расскажет о том, как волжские первостроители проводили свой досуг после ударных трудовых будней.
Танцевали под гармошки, поднимая пыль столбом
К июлю 1954 года в левобережном посёлке строителей ГЭС уже имелось несколько объектов культуры. Впрочем, интересам людей они отвечали не всегда. Из пяти клубов, расположенных в Каменном городке, на острове Зелёном, в посёлках № 2, 5 и 17, ни один не был на хорошем счету.
Строители мечтали, чтобы эти учреждения работали не только от случая к случаю, когда нужно было к празднику сделать какую-либо постановку и отчитаться о проведённом мероприятии. Народ желал регулярно посещать кружки, читать свежие газеты, журналы и хорошие книги, чтобы вечерами проходили киносеансы, и, конечно, танцы – работала-то на стройке в основном молодежь…
А предложение за этим спросом никак не успевало. В поселке Рабочем, например, молодежь танцевала под аккомпанемент гармоней и баянов прямо на земле, поднимая пыль столбом. Если бы площадку забетонировали, — другое дело. А еще строители ратовали за то, чтобы концерты художественной самодеятельности проходили гораздо чаще, а не только в предвыборную кампанию и в сами дни выборов.
Клуб Сталинградгидростроя в Каменном городке также часто подвергался критике: художественные и творческие направления практически не развивались, а фильмы показывали старые. Да и чтобы попасть на киносеанс в клуб Каменного городка, нужно было приехать до восьми часов вечера. Ведь автобусы после 20:00 уже не ходили. Добираться пешком и на ночь глядя из других посёлков совсем не хотелось — рано утром нужно вставать на работу. А если всё-таки везло с попуткой, приходилось отстаивать большую очередь в кассу, чтобы купить билет на популярный фильм.
«Безлюдный фонд» и лучшие коллективы
Проблемы с культурным обслуживанием участников всесоюзной ударной стройки предполагалось решить с помощью большого Дворца культуры. Его возведение началось в 1952 году по инициативе начальника Сталинградгидростроя Фёдора Логинова.
Автор проекта архитектор Вениамин Гугель охарактеризовал его как «первоклассное учреждение для культурного отдыха». Оно должно было включать зрительный зал на 800 мест, библиотеку, читальный и выставочный залы, «полностью механизированную с учётом возможных постановок столичных театров» сцену, комнаты для кружковых занятий, кафе-ресторан и прочие элементы индустрии развлечений тех лет. Впрочем, так в итоге и получилось.
В марте 1956 года Дворец культуры Сталинградгидростроя открыли. В нем была организована даже бильярдная комната с двумя столами. А в штатном расписании учреждения имелась такая единица, как маркёр — работник бильярдной, который следил за правилами поведения у бильярдных столов и вёл счёт игры.
Всего же в соответствии с утверждённым штатным расписанием во Дворце культуры Сталинградгидростроя имелись 37 сотрудников. Помимо административного персонала (директор, завхоз, старший бухгалтер, заведующие секторами массовой работы и по работе среди детей, организатор художественной самодеятельности), штат ДК включал в себя руководителей творческих коллективов и кружков, отдельных музыкантов (два баяниста и пианист), массовика, художника, педагога продлённого дня, костюмершу, кассиров, радиста и уже вышеупомянутого маркёра.
В 1950-е годы при Дворце работало полтора десятка художественных объединений. Среди них — хор (руководитель Семиколенова Клавдия), танцевальный коллектив малых форм (руководитель Галаев Евгений), агитбригада (руководитель Полевой Василий), вокальный кружок (руководитель Гнездилов Иван), духовой оркестр (руководитель Карпенко Николай), ИЗО (руководитель Подчайнов Сергей), оркестр народных инструментов (руководитель Владимир Кибальников), драматический коллектив (руководитель Данилов Валентин), танцевальный (руководитель Бондарев Иван), кружок баянистов (руководитель Ерошенко Михаил), детский драматический кружок (руководитель Белозёрова Александра), детский танцевальный коллектив (руководитель Косова Дина), детский хоровой коллектив (руководитель Свитченко Юрий).
Кроме того, выделялись средства на так называемый «безлюдный фонд», то есть внештатников. На такой основе работали, например, эстрадный оркестр (руководитель Кадалов Леонид), драматический украинский коллектив (руководитель Усов Фёдор), кружок «Умелые руки» и радиосекция. А самым первым директором Дворца культуры Сталинградгидростроя стал Иван Патрин.
Где взять сапоги времен Фонвизина?
Чтобы выпускать более качественные театральные постановки и номера, дирекция обращалась за помощью к руководству объединённого постройкома Сталинградгидостроя. Те в свою очередь, выполняя пожелания культработников, писали письма в соответствующие организации. Например, просили изготовить для ДК СГС стильную мужскую и женскую обувь времён Фонвизина, Островского и Чехова. Или обуть танцевальный коллектив, которому требовались фольклорные русские и украинские сапоги. За всем этим волжане обратились к директору театральной пошивочной мастерской города Ленинграда.
Популярной среди волжан была театральная студия, которой руководил Валентин Данилов. Он возглавлял драматический кружок ещё до открытия Дворца, в центральном клубе Сталинградгидростроя. Валентин Иванович был единственным в молодом городе профессионалом, имевшим отношение к актёрскому искусству. Остальные участники коллектива в рабочее время учили, лечили, штукатурили и трудились в котловане.
Но после смены они с большим энтузиазмом шли на очередную репетицию, где постигали азы театрального мастерства и обучались искусству грима. А затем в день премьеры с волнением выходили на сцену и играли перед зрителями – такими же рабочими, как и они.
В 1957 году к Фестивалю молодёжи и студентов артисты Сталинградгидростроя поставили спектакль по пьесе Александра Володина «Фабричная девчонка». Написанная автором в середине 1950-х годов, она стала театральным хитом тех лет. Премьера постановки на волжской сцене состоялась в июне 1957 года.
Не менее «кассовыми» у молодой местной публики стали и другие премьеры по произведениям Антона Чехова, «бальзаминовской» трилогии Александра Островского и другим произведениям русских и советских драматургов.
Из маляров – в художники
Весной 1959 года состоялся конкурс театральных студий Сталинграда и области, в котором приняли участие русский и украинский драматические коллективы Дворца культуры Волжского. Первый показывал водевиль «Квадратура круга» Валентина Катаева и «Таню» Алексея Арбузова, второй – комедию «Мартын Боруля» Ивана Карпенко-Карого. Наши артисты оказались на конкурсе среди сильнейших — наряду с коллективами Краснооктябрьского и Кировского районов Сталинграда. О театральном успехе волжан в мае 1959 года написала газета «Стройка коммунизма»:
«С большим интересом просмотрели зрители комедию В. Катаева «Квадратура круга», поставленную театральным коллективом под руководством В. И. Данилова. Высокую оценку мастерству исполнения главных ролей дали сталинградские артисты Ярский, Синицын, Доросинская и другие.
— Артисты-любители играли с профессиональным мастерством, — таково заключение членов жюри.
Положительную оценку получила работа украинского драматического коллектива, которым руководит работник арматурно-сварочного завода Ф. И. Усов.
Не совсем удачной признана постановка «Тани». Исполнителям этой драмы не удалось правдиво передать сложный характер героев.
Смотр театральных коллективов получил одобрение общественности. Решено ежегодно в марте-апреле проводить театральную весну. Поставлен вопрос об организации на базе лучших театральных коллективов области театров народного творчества. Такой театр будет работать и в Волжском…»
Тогда же, в мае 1959 года, русскому драматическому коллективу Дворца культуры было присвоено звание Народного театра Сталинградгидростроя. В Советском Союзе такой статус считался высшей формой художественной самодеятельности. Там, где не было профессиональных студий, именно народные коллективы знакомили зрителей с театральным искусством.
Первые народные театры в СССР появились в 1959 году. Первая драматическая студия Волжского тоже оказалась среди них. Ее основной состав насчитывал в то время 29 человек.
С 1956 года при Дворце работала и студия изобразительного искусства под руководством Сергея Подчайнова. Будучи по специальности художником-графиком, он оказался и великолепным педагогом, за 50 лет своей деятельности сумевшим воспитать не одно поколение талантливых художников. После рабочего дня в студию Подчайнова шли люди самых разных профессий. А некоторые из них даже поступили в Саратовское художественное училище, которое в 1955 году с отличием окончил сам Сергей Подчайнов.
В 1959 году художники-любители, занимавшиеся в изостудии Дворца культуры, подготовили серию картин о Сталинградгидрострое для Национальной галереи Канады. А в Волжском выставки работ воспитанников взрослой и детской изостудий проходили ежегодно и были настоящим событием в культурной жизни города.
В 1963 году изостудии одной из первых в стране было присвоено звание «народная», а в 1974 году на всесоюзной выставке работ студийцев изостудии Подчайнова был вручен диплом «Лучшая изостудия страны». Когда-то здесь начинали свой путь многие известные волжские художники и дизайнеры.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru