Герой Советского Союза и ХХ века

реклама

Пророков в своем отечестве, как известно, нет. Остается надеяться на иноземных прорицателей. Таких, как международное агентство Pew Research Center, исследователи которого отнесли Россию к числу развитых государств. Правда, основания для такого вывода вряд ли могут послужить поводом для национальной гордости. Поскольку сравнялись мы с мировой элитой отнюдь не по доходам на душу населения, а только по уровню пессимизма, с которым граждане страны относятся к отечественной экономике. Негативно ее перспективы оценивает 61 процент россиян, позитивно – только 33 процента, что на 5 процентов меньше, чем в предкризисный 2007 год. В этом мы уже ровня США и Японии, в которых пессимисты и оптимисты распределились примерно в таких же пропорциях.

На том сходство и заканчивается. Как только речь заходит о личном финансовом положении, картина уже диаметрально противоположная. В развитых странах им удовлетворены три четверти населения, в России довольные и недовольные граждане разделились в пропорции 44 на 48 процентов (еще восемь процентов опрошенных четко классифицировать свои доходы затруднились).

Ну а об уровне оснащения производства и сферы услуг современной отечественной техникой или о конкурентоспособности отечественной продукции лучше и не вспоминать. Здесь вообще тоска зеленая. И не только у экологов. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить структуру российского экспорта, который в стоимостном выражении потянул на 524,7 миллиарда долларов. Львиная доля поставок за рубеж пришлась на топливно-энергетические ресурсы, минеральное сырье, всевозможные металлы (в том числе и драгоценные) и полуфабрикаты (сельскохозяйственные, древесные и прочие). Их совокупный удельный вес зашкаливает за 85 процентов от общего экспортного объема.

На готовую продукцию собственного производства (химические товары, машины, оборудование и транспортные средства) остаются мизерные 15 процентов, что на 10 процентов меньше, чем в Советском Союзе образца 1980 года. Не зря, выходит, россияне ностальгируют о брежневских временах, возведя Леонида Ильича в ранг лучшего руководителя государства – из тех, кто рулил страной в XX веке. Именно такой итог дали результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром».

Ладно бы, если б продукция собственного производства, не выдерживающая конкуренции на мировом рынке, находила спрос на рынке внутреннем. Куда там! Для того чтобы это понять, достаточно каждому из нас провести экспресс-инвентаризацию домашней бытовой техники, личного гардероба и прочего семейного скарба. Товары отечественных товаропроизводителей окажутся в этой описи в подавляющем чувство национального достоинства меньшинстве.

Ну а изучение структуры российского импорта только подтвердит эту горькую истину. Привозные товары потянули на 312,5 миллиарда долларов. Из них на страны дальнего зарубежья пришлось 87,5 процента этой суммы. Более половины завозимой оттуда продукции (52,1 процента) приходится на высокотехнологическое оборудование, далее по убывающей расположились товары нефтехимической переработки, продукты питания, текстильные изделия и обувь.

Можно, конечно, порадоваться, что сальдо внешнеторговых операций за прошлый год получилось со знаком «плюс». Доходы от экспорта перекрыли импортные расходы на 212,2 миллиарда рублей. Но давайте все помнить, что прибыток получен только благодаря сохранению достаточно высоких цен на нефть и газ, хотя в натуральном выражении зарубежные поставки углеводородов, по сравнению с 2011 годом, сократились. И не дай Бог, чтобы последняя неприятная тенденция наложилась на уменьшение потребностей зарубежных потребителей в главных товарах российского экспорта. Этот кумулятивный заряд способен вмиг переформатировать едва наметившуюся рецессию в затяжную депрессию со всеми ее тяжкими – безработицей, массовыми банкротствами, снижением реальной заработной платы наемных рабочих и связанным с этим резким падением покупательского спроса. Вполне реальная перспектива для России, поскольку рост заработной платы бюджетников, а также пенсий, стипендий и социальных выплат напрямую зависит от цен на «черное» и «голубое» топливо, которые обеспечивают 54,5 процента от величины надбавок.

И куда тогда денутся все эти гипер- и супермаркеты, которые у нас в городе растут быстрее, чем грибы после дождя?! Уже сейчас на каждую тысячу волжских жителей приходится пятьсот квадратных метров торговых площадей – на пятьдесят больше, чем в среднем по России. За сетевыми гигантами вовсю поспешает местный малый и средний бизнес, каждый второй представитель которого специализируется на оптовой или розничной торговле. А вот промышленное производство или строительство выбирает только каждый шестой.

В советские времена сочиняли анекдоты о перепроизводстве инженеров: «Мало, что ли, у нас этого добра? Еще будет!». Теперь тогдашнее злословие аукается полным игнорированием современной молодежью созидательных профессий в сфере материального производства. Юношей и девушек, стремящихся стать инженерами, в наши дни и днем с огнем не сыщешь. Зато тех, кто мечтает о «хлебных местах» и «золотых парашютах» в государственных корпорациях и чиновничьих кабинетах – хоть пруд пруди. Вопрос только в том, что они будут продавать и распределять, когда обмелеют нефтяные и газовые потоки? При нынешних темпах безрассудной эксплуатации, не подкрепляемой опережающим поиском и обустройством новых месторождений, на их век может и не хватить.

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru